Парус - очень непростое устройство

13k full reads
17k story viewsUnique page visitors
13k read the story to the endThat's 76% of the total page views
6 minutes — average reading time
Парус - очень непростое устройство

Попытаюсь наиболее сжато и доступным для неморяков языком рассказать хотя бы об одном виде парусов - о прямых. А то есть такие описания: "Чтобы убрать верхний брамсель или бом-брамсель, следует травить брам или бом-брам-фал и осадить рей на топенанты, выбирая одновременно гитовы и гордени" :) Постараемся разобраться во всём этом, но не с наскоку.

Приличный прямой парус может весить до полутонны, а давление ветра на него попробуем подсчитать сами, - прямых цифр не нашёл, но вот наткнулся на данные, что давление ветра на препятствие в первом приближении составляет при скорости 10 м/сек ( хорошо развитые в длину, но не крупные волны, максимальная высота 2,5 м, средняя — 2 м, повсюду видны белые барашки (в отдельных случаях образуются брызги), составляет около около 24 килограммов на 4 кв.метра.

Посмотрел ТТД парусников, они теперь почти все учебные. Взять хоть "Либертад" из Аргентины, построен в 1960 году. Имеет 15 прямых и 12 косых парусов общей площадью 2646 кв. м. Примерно такое соотношение количества парусов и их площади характерно и для других действующих парусников. Получается около полутонны на парус. При 15 м/сек - почти в два раза больше, до тонны, а это уже не шутки, парус должен обладать отменной прочностью. Да и мачтам может достаться, цитата: "Следует помнить, что сила удара шквального ветра 9—10 баллов на брамсели и бом-брамсели равна 12—18 тоннам".
Опять брамсели и бом-брамсели. Короче, это третий и четвёртый этажи парусов.

Правда, тут есть такая тонкость. Обычно ветер дует не в том направлении, куда надо двигаться судну. И что делать? Тогда идут в ход конструктивные ухищрения. Реи, те сужающиеся к своим концам (называемым ноками) брёвна, к которым крепятся паруса, установлены на мачтах вовсе не жёстко. Они могут перемещаться не только вверх-вниз по мачте, но и поворачиваться в горизонтальной плоскости вокруг неё. Опытные судоводители разворачивают их под наиболее рациональным углом к направлению ветра и курсу судна. Вот простенькая схема, из которой можно понять, как это делается:

Парус - очень непростое устройство

Мы не станем называть многочисленные верёвки этим гадким словом, а будем употреблять благородное "снасть". А у каждой снасти есть своё, само собой, иностранное название. Обычно один конец снасти закреплён, а остающийся свободным, называемый ходовым, может выбираться (подтягиваться) или потравливаться (ослабляться). Практически все снасти проходят через различные блоки, что и на рисунке видно.

Итак, если мы захотим развернуть верхний рей против часовой стрелки, надо выбирать левый брас и потравливать правый, что называется брасопить рей. Это делается с палубы, после того, как рей займёт нужное положение, эти снасти обтягиваются (натягиваются), чтобы рей не болтался и ходовые концы надёжно крепятся.

Фал на схеме - это та снасть, с помощью которой рей опускается вдоль мачты или поднимается до места. В зависимости от названия паруса, который крепится к рею, называется и этот фал. Для марселей это марса-фал, а для брамселей брам-фал.

Чтобы рей не перекашивался в вертикальной плоскости, применяются топенанты. Вот в принципе и всё. На схеме видны ещё и шкоты, но эта снасть относится уже к самому парусу. Они оттягивают нижние, шкотовые углы паруса к нокам (концам) реев.

Вот и перейдём к самому парусу. Шился он, как каждому понятно, из парусины :). Сейчас могут быть и из синтетических тканей, но традиционные, олдовые ткани изготавливались из волокон конопли или льна. Существовали разные сорта из расчёта на предполагаемую нагрузку. Полотнища необходимой ширины не ткались целиком, а сшивались из нескольких. Шов складывался так:

Парус - очень непростое устройство

Понятно, что проткнуть четыре слоя грубой ткани, держа иголку в пальцах, было нереально, поэтому применялось особое приспособление - гардаман. Это напёрсток, надеваемый на ладонь:

Парус - очень непростое устройство

Кстати, он может быть как правосторонним, так и левосторонним.

Возьмём самое упрощённое изображение прямого паруса:

Парус - очень непростое устройство

Самой главной задачей при его изготовлении является придание ему максимальной прочности. Поэтому в местах наибольшего напряжения нашиты дополнительные полосы парусины, горизонтальные называются банты, расположенные под углом - боуты. По краям парус обшит тросом, иногда и стальным, все места, к которым крепятся снасти, укреплены металлическими кольцами -коушами. В верхней части пробит ряд отверстий, тоже снабжённых специальными металлическими кольцами-люверсами. Через них проходят небольшие отрезки линя (верёвочки, будь она неладна) которыми парус крепится к рею. Называются они реванты.

Риф-бант изображён не совсем корректно, в нём тоже установлены люверсы, через которые продёрнуты риф-сезни, это отрезки всё того же линя. Чтобы они не выпадали, с обоих сторон паруса на них навязаны узелки. (Я кстати видел такие дамские сумки, где круглые в сечении ручки продёрнуты сквозь такие же люверсы по краям торбы и на концах их также навязаня узелки.) Обычно риф-бантов на парусе несколько, друг над другом.

Как всё это работает? Вот более сложный рисунок, но чтобы легче отыскать предмет рассказа, я поставил свою нумерацию.

Парус - очень непростое устройство

Сначала то, что вы уже знаете. 1 - это конечно же брас, разворачивающий рей. 2 - топенант, придающий рею горизонтальное положение. 3 - шкот, растягивающий парус, в данном случае марса-шкот.

А теперь новое. 4 - это гитов, он подтягивает шкотовый угол паруса к середине верхнего рея. 5 - гордень, подтягивает нижний край паруса, в верхней части рисунка его ходовой конец. Риф-бант и нумеровать не стал, и так понятно.

Теперь вы, глядя на верхний снимок, понимаете, что прямые паруса на судне как раз с выбранными гитовами и горденями. Но этого конечно недостаточно. Наверх посылаются люди для окончательной укладки и крепления паруса, и дело это совсем непростое.

Все работающие на рее одновременно и равномерно начинают выбирать мякоть паруса на рей складками («гармошкой»), прижимая складки тулови щем к рею. Чтобы складки получались ровнее и лучше растягивались по рею, после взятия первой складки отдают горденя.

Последнюю складку делают более широкой и, поддер­ живая её руками, сбрасывают весь уложенный складками парус с рея в образовавшуюся «рубашку» паруса и закатывают его.

Закатывать парус следует как можно плотнее и таким образом, чтобы толщина всей складки постепенно и равномерно уменьшалась к нокам рея. Правильно закатанный парус должен лечь на верхней передней части рея над леером. После этого скатку крепят к рею обносными сезнями. Вот на снимке стрелка указывает на этот леер и уже закреплённый сезень. Обратите внимание, что никакой страховки нет и в помине. Простые были времена...

Парус - очень непростое устройство

...Ой, как много получилось, а ещё ведь ни слова не сказано о рифах. Когда ветер таков, что надо уменьшить площадь паруса, он подтягивается посланными на реи матросами до первого риф-банта и его риф-сезни обвязываются вокруг рея. При необходимости парус подтягивается до следующего риф-банта и также крепится к рею своими риф-сезнями. И так до последнего, а потом остаётся только убирать парус полностью. Чтобы облегчить подтягивание, на больших парусах установлены риф-тали, на рисунке обозначенные цифрой 6.

Однако мало того, чтобы работа с парусами выполнялась грамотно, важен и вопрос эстетитки. Вот как пишется о подъёме косых парусов: Следует считать, как правило, при выборке фалов косых парусов, что команда, взяв нужный фал, выбирала его ходом (бегом). Медленный подъем кливеров, да еще с рывками, крайне безобразит вид постановки парусов с внешней стороны.

Так что при работе с парусами не только налазишься, но и набегаешься :)

.............................................................................................

Ещё пара статей на сходную тему:

Был ли штурвал на корабле Магеллана?

Сладко ли было ходить под алыми парусами?