Подводные лодки, которые называли "зажигалками"

46k full reads
58k story viewsUnique page visitors
46k read the story to the endThat's 79% of the total page views
5 minutes — average reading time
Подводные лодки, которые называли "зажигалками"

В идеале подводная лодка должна на выходе из базы погрузиться, в течении скольких-то дней, недель или месяцев выполнять поставленные задачи, вернуться и всплыть на том же месте. Ну, или поблизости, в зависимости от обстановки.

Однако до эпохи ядерной энергетики камнем преткновения являлась ограниченная ёмкость аккумуляторных батарей и запасов воздуха. А не заставить ли нам двигатели внутреннего сгорания работать и под водой? - такая мысль приходила в головы конструкторов ещё в младенческие времена подводного флота.

В 1903 году С.К.Джевецкий принялся за конструирование такой подводной лодки, а уже в 1906-7 годах она испытывалась на Балтике. Идея была проста - создать запас сжатого воздуха в баллонах и использовать его для работы бензиновых двигателей под водой. Лодка получила романтическое название "Почтовый". Но запаса этого хватало на несколько часов, проблема с выхлопными газами и маслом, демаскировавшими лодку и другие технические трудности показали, что этот путь тупиковый, так всё и заглохло.

Однако в ходе Первой мировой войны проблема скрытности встала с новой остротой. Во время зарядки батарей в надводном положении лодка становилась совершенно беззащитной. А не заряжать ли нам батареи, высунув на поверхность только кончик трубы для забора воздуха? Это сделать не так просто, как кажется на первый взгляд, удержите-ка лодку на заданной глубине при волнении и нехлебните при этом морской водички.

Такое устройство под названием Шнорхель, а по-русски РДП, в достаточно надёжном виде удалось сконструировать немцам уже во Вторую мировую войну. Применялось оно и после неё. И сколько лодок погубило, в результате появления РЛС на противолодочных самолётах и ошибок в эксплуатации!

А первым-то кому пришла в голову такая идея? Угадайте с одного раза :) Впрочем, ответ ясен, русским конечно же, ибо ещё в 1909-10 годах на подводной лодке "Фельдмаршал граф Шереметев" испытывалось такое устройство, а в 1915 году на лодках"Волк" и "Леопард" РДП было штатным устройством. Потом похерили это всё, как у нас и положено.

Но это, конечно, полумеры. Однако, ближе к теме, поэтому оставим в стороне установки немецкого конструктора Вальтера, - интересно, у нас-то как дело развивалось?

В 1938 году в "шарашке" ОКБ-196 году начали работы по созданию лодки с единым двигателем, где для горения топлива использовался бы кислород, а отработанные газы проходили через химический поглотитель. Кислород должен был храниться в жидком виде в специальных цистернах. Уже в ноябре 1941 года на Каспии начались испытания опытовой лодки М-401, сопровождавшиеся постоянными пожарами.

Так, 23 ноября 1942 года заклинило управляемый клапан на расходном кислородном трубопроводе в открытом положении. Давление в дизельном отсеке стало резко расти. Командир принял решение всплывать. Однако автор проекта В.С. Дмитриевский, как и положено всем таким техническим гениям, решил спасать своё детище и полез в аварийный отсек. Концентрация кислорода была такова, что одежда на нём вспыхнула. Он выскочил в центральный пост и её погасили огнетушителями. Однако давление продолжало расти, и совсем ополоумев, вместо стравливания кислорода за борт, он открыл клапан, по которому кислород мог стравливаться в ЦП. Теперь одежда вспыхнула на всех присутствовавших. Погасили, но пожар в дизельном отсеке продолжился.

В итоге Дмитриевский умер от ожогов, остальные обгорели не сильно. Больше никто не погиб, на лодке в дизельном отсеке и центральном посту сгорело всё, что могло сгореть. Только в декабре 1945-го были закончены государственные испытания, в целом лодка показала себя совсем неплохо и была включена в состав ВМФ, где и далее использовалась как опытовая.

По итогам этих испытаний был создан новый проект - 615. Двигательная установка располагалась в герметичном отсеке и управлялась дистанционно. Лодка получила обозначение М-254. Могла ходить под водой до 100 часов, максимальная подводная скорость до 15 узлов, по тем временам отличный ход. По результатам её обкатки был создан усовершенствованный проект - А615 и в 1953 году эти лодки пошли в серию. И построили их аж 30 единиц.

Уже осенью 1954 года возник пожар на М-254. К счастью, никто не погиб. В декабре 1955 года на М-531 пожара не было, просто в дизельном отсеке произошёл негромкий хлопок. В итоге 17 человек из кормовых отсеков потеряли сознание, изо рта некоторых шла пена. Когда их вынесли на палубу, они пришли в себя. При осмотре лодки оказалось - взрыв был такой силы, что переборки в кормовых отсеках буквально вспучило.

Подлодка М-259, 12 августа 1956 года. В результате пожара погибло 4 человека. А 26 сентября 1957 года подлодка М-256 загорелась во время ходовых испытаний. Лодка немедленно всплыла. Разве потушишь пожар, непрерывно подпитываемый кислородом? Пришлось выходить на палубу, но бушевал шторм, всё один к одному. В итоге лодка затонула, спасти удалось только 7 человек.

Как ни странно покажется, но исследования причин взрывов показали, что их провоцирует пониженное содержание кислорода в воздухе дизельных отсеков. Были приняты серьёзные меры по усовершенствованию газоанализаторов, другие технические усовершенствования. Но пожары периодически повторялись. За службу на "зажигалках" была введена надбавка к денежному окладу, но компенсировала ли она то нервное напряжение, которое испытывали подводники на этих лодках?

К тому же, превосходя по некоторым параметрам обычные дизель-электрические лодки, они также явно превосходили их и по шумности под водой, о какой скрытности можно говорить при грохочущих дизелях и всё усовершенствующейся аппаратуре гидрооакустики противолодочных кораблей?

В итоге, к 70-м годам их стали убирать с флота. И хотя они пошли на переплавку, несколько остались как памятники героизму их экипажей и музеи. Вот одна из них, М-261, в Краснодаре:

Подводные лодки, которые называли "зажигалками"

Но это во время разливов было, теперь же:

Подводные лодки, которые называли "зажигалками"

Увы и ах...