Пороховая обезьяна, добрый плотник и другие должности, исчезнувшие с флота

Ну, с обезьянки, пожалуй, и начнём. Перед вами фрагмент картины английского художника Дэниэла Маклиса "Смерть Нельсона". Картина очень большая, это только небольшая часть полотна. Нельсона тут нет, зато есть powder monkey , мальчуган, подносящий к орудию картуз с порохом. Ниже этой должности на британском флоте не было.

Кроме транспортировки пороха в бою на них лежали обязанности приборщиков, вообще, мальчики на побегушках. Согласно британским традициям, мальчишек зачастую просто отлавливали в районе портов и забирали на корабли. Неважно, королевские или пиратские. Их ценность была ещё и в том, что они могли пролезть в такие места, где взрослым доступа не было. Например, они искали тайники с сокровищами на захваченных пиратами судах.

Добрый плотник. Несмотря на простецки звучащее название должности плотник, это был один из важнейших на деревянном корабле пост. Вплоть до того, что зачастую плотникам запрещалось участвовать в бою, как и врачам. (У этих двух специальностей и ещё одно общее было, о чём ниже). Ведь плотники во время боя конкретно занимались борьбой за живучесть, заделывая пробоины, а после боя кто мог бы грамотно устранить повреждения корпуса и рангоута? Плотники отвечали за быстрое устранение повреждений корпуса во время сражения, а также крепили доски обшивки при шторме. Кроме того, в обязанности плотника входило поддержание исправного состояния деревянных мачт, палубы, и в довесок закупка на берегу качественных материалов для ремонта в открытом море.

Плотники имели различные степени квалификации, Добрый плотник стоял ступенью выше просто плотника, но ниже плотницкого десятника. Добрый плотник являлся руководителем плотников вместо плотницкого десятника на фрегатах и 50-типушечных линейных кораблях 4-го ранга. Позже эта должность была упразднена, плотники стали делиться на классы. А помните, кто был первым корабельным плотником? Нет, конечно:) Подсказываю - Ной его звали. А доктор-то причём? - спросите вы. Притом, что иногда плотнику приходилось судового коновала подменять или заменять, а кто же лучше мог обходиться с пилой и топором, когда речь шла об ампутациях? Разве что кок, привыкший резать мясо. И я не шучу, всё это я вычитал, готовя данную статью.

Иллюстрация Алексея Апарина
Иллюстрация Алексея Апарина

Конопатчик. Близко к плотнику стояли и конопатчики. Тоже не громко звучащее звание, но в Морском уставе 1720 года ему была посвящена 18-я глава Третьей книги. Вкратце, этот специалист отвечал за техническое состояние всего корпуса, его текущий ремонт, водолазные работы и борьбу за живучесть. По штатам на всех линейных кораблях, кроме 50-типушечных 4-го ранга, полагалось иметь по четыре конопатчика, на упомянутых кораблях 4-го ранга - три, на всех прочих - по два .

После 1814 года звание было разделено на три класса, причём конопатчик 1-го класса соответствовал боцману. В бою и походе конопатчики командовали плотниками, а не наоборот. С исчезновением деревянных кораблей исчезли с флота и конопатчики.

Купор. Наталкивает на мысль, что связано с укупоркой, и это недалеко от истины. По-немецки в те времена Kuper - «бондарь» . Заведовал бочкотарой на корабле. Серьёзнейшая должность, ведь тогда другой непромокаемой тары не было. В бочках хранилось большинство припасов - от солонины и воды до пороха, и от соли до яблок, помните, как Джим Хокинс, подслушивая пиратов, прятался в бочке из-под яблок?

Купору подчинялись ундер-купоры, а в бою все вместе они поступали в распоряжение конопатчика и занимались борьбой за живучесть. Кстати, начиная с последней трети XVIII века под этим термином в России понимали также купцов-виноторговцев, а не флотских специалистов по бочкотаре.

Купоры по службе подчинялись корабельному комиссару. Но купоров не стало, а комиссары остались вплоть до 17-го года, а в описаниях Цусимского сражения они упоминаются в числе погибших. Комиссар отвечал за приёмку, хранение и распределение продовольствия, обмундирования и денежного жалованья для команды , т.е. совмещал должности современных начпрода, начфина и начальника службы вещевого снабжения.

Надо знать, что объём задач, решаемых должностными лицами был непостоянен. Так, комиссар после введения должности ревизора стал заведовать практически только продовольствием. В Морском Уставе 1853 года в главе 6-й говорится об обязанностях ревизора:

398. Главная обязанность ревизора состоит в сбережении на корабле казенного имущества и в надзоре за правильною и точною отчетностью прихода и расхода: денежных сумм, морской провизии и вообще вещей, принадлежащих как к вооружению, так и к снабжению корабля.

400. В распоряжении и ведении ревизора и под его непосредственным надзором состоят содержатели на корабле, как то: шкипер, комиссар и цейхвахтер, с их помощниками и корабельная канцелярия, а на пароходе также содержатель по машинной части.

Все эти должности теперь не существуют, жизнь выдвигает новые требования и требует иных исполнителей. Исчезновение должностей происходит и на наших глазах. Вспомните-ка должность замполита. Уже осталась лишь в воспоминаниях современников, а пройдёт время и наткнёшься на неё только в справочниках по истории флота, - как на всех этих квартирмейстеров, констапелей, ботелеров или шхиманматов...