Радист моет руки после гальюна, а механик - перед его посещением

Посмотрите на руки этих ребят, особенно левые - согласились бы вы такими браться за своё хозяйство? Так что в приведённой фразе есть жизненная правда :) Надо сказать, что степень их загрязнения в принципе достаточно лёгкая, но всё же...

Давайте я попробую более-менее занимательно рассказать о том, почему машинную команду называют маслопупами.

Основным источником загрязнения является поработавшее какое-то время моторное масло. Изначально это немного густая жидкость красивого медового цвета. Оно решает много задач - уменьшать трение, отводить тепло от деталей двигателя, вымывать всевозможные загрязнения. В процессе работы образуются мельчайшие твёрдые частицы, практически углерод. Специальные моющие присадки в масле снимают их, но всё равно оно постепенно чернеет и чернота эта не хуже краски - если попадёт на светлую одежду, удалить практически нереально, пятна посветлеют, но останутся навечно.

Масло прогоняется через фильтры, задача которых эти частицы задерживать. Постепенно фильтр забивается, о степени загрязнения можно судить по падению давления масла на входе в дизель. А чтобы не грешить понапрасну на масляный насос, перед входом и на выходе из фильтра устанавливают манометры. Если разница давлений, перепад, неуклонно, и чем дальше, тем быстрее, растёт, значит, фильтр забит. Включаются в работу параллельные секции, а эти вынимаются и моются. Вот это одна из самых грязных для рук работ и если понадобится посетить место уединения, то предварительно желательно руки помыть конечно:) Хотя некоторые ограничиваются вытиранием их ветошью, которая у механиков всегда при себе.

Ну а после туалета что их мыть, если сейчас же опять за масляные железяки браться?

Кроме фильтров, в масляной системе могут быть центробежные сепараторы, которые тоже отделяют "кокс", как мы эти твёрдые фракции называли. Я работал на старых судах "река-море", где и барабан сепаратора чистится вручную, и 49 тарелок моются в солярке вручную же. Ну да, есть резиновые перчатки, но пользоваться ими не всегда удобно.

Практически любые работы на двигателе обеспечат вам чёрные от масла руки, а то и пуп, как у этих симпатичных ребят:)

Но есть и другие проблемы. На этом старье, ещё доперестроечных времён постройки, практически непрерывно что-то где-то капает, сочится, течёт. А требования сейчас строгие, под настилом машинного отделения должно быть сухо. В порту может заявиться так называемый ПСК, контроль, причём зачастую в белых комбинезонах, паразиты, - и за жидкость, бултыхающуюся на днище, последуют большие неприятности.

Насосами, хоть стационарными, хоть переносными, удалить её полностью не удаётся, вот и лезь туда, под хитросплетения всевозможных труб, выбирай эту гадость вручную. Куском поролона, ага, выжимая его в ведро, спущенное сверху на шкентеле. Вроде бы вытер, а она глядь - снова ползёт из-под фундамента двигателя, куда уж никак не забраться. Но надо биться до победного конца. Я оставался худощавым до последнего времени и мог залезть туда , куда более крупные ребята протиснуться не могли. Но тут уж не до субординации.

Вылазишь на чёрта похожий - ну истинный маслопуп:) поэтому душ после вахты для механиков на таких судах есть жизненная необходимость.

Но есть и ещё более паскудные работы - например, засорилась сточная магистраль с камбуза, забитая гнилыми продуктами приготовления пищи. Сколько кокам не долби, но периодически трубы зарастают. Не будем уж говорить о фановой системе, на берегу называемой канализацией. Но это очень редко, к счастью, бывает.

Это ещё одна скрытая от посторонних глаз сторона морской романтики. А в принципе, светлых сторон тоже хватает, будем справедливыми :)