Разборки в ̶Б̶р̶о̶н̶к̶с̶е̶ машинном отделении судна-"жабодава"

21K прочитали

сё", - сказал дед, вернувшись от капитана, - "вынимаем втулку. У нас сутки времени".
"Эге", - подумал я (и, может, не только я), - "а спать-то сегодня, пожалуй, не придётся".
О какой втулке идёт речь и зачем её вынимать, рассказывается
здесь .
Что ж, "Цели ясны, задачи определены. За работу, товарищи!", как говорил один большой любитель кукурузы.

Вот снимок, на котором видны три крышки цилиндров, красные рычаги привода клапанов на них, в верхней части выхлопной коллектор, по которому кто-то топчется в правом верхнем углу снимка. Представим, что среднюю крышку надо снять:

 "Всё", - сказал дед, вернувшись от капитана, - "вынимаем втулку. У нас сутки времени".
"Эге", - подумал я (и, может, не только я), - "а спать-то сегодня, пожалуй, не придётся".

Первым делом надо освободить крышку цилиндра от всего, что связывает её с дизелем. Отдать топливную трубку высокого давления, ведущую к форсунке и трубку отсечного топлива. Трубопровод подачи масла к рычагам привода клапанов и трубопровод пускового воздуха, подводящий его к пусковому клапану, трубку перетока воды из головки в выпускной коллектор.

И отсоединить сами коллекторы. Что это такое? Вдоль крышек цилиндров идёт объёмистый короб, от которого отходят отростки к каждой крышке. Дизелю мало того воздуха, который предоставляет ему атмосфера, и чтобы увеличить его количество, подаваемое в камеру сгорания, применяется турбокомпрессор.
Сжатый воздух от него поступает в каждую крышку, а установленный в ней впускной клапан то открывает, то закрывает путь воздуху в цилиндр.

С другого бока дизеля установлен выхлопной коллектор. Выпускной клапан открывает выход выхлопным газам, выталкиваемым из цилиндра поршнем, а они по коллектору мчатся к турбине и вращают с её помощью рабочее колесо компрессора. Сжатый воздух поступает во впускной коллектор... ну, это вы уже знаете.
Коллекторы надо ещё слегка отодвинуть от крышки, чтобы легче было поднять её, а потом установить на место. Значит, придётся отсоединять их и от соседних крышек.

А теперь самое весёлое. Крышка крепится к блоку цилиндров шпильками из легированной стали. Эти шпильки не похожи на те, которыми женщины сооружают причёску. Представьте себе здоровенный болт, почти с руку толщиной, только вместо головки у него и на другом конце нарезана резьба. Одним концом шпилька ввинчивается в блок, а другой проходит сквозь крышку и сверху наворачивается увесистая гайка, прижимающая крышку к блоку. Таких шпилек минимум четыре, но может быть и больше.

Да, я знаю о гидравлических ключах и ключах динамометрических. Последние даже держал в руках:)
Но на жабодавах это всё считается баловством. На гайку надевается спецключ, а на его рукоятку - труба.
А в трубу ещё дополнительно вставляется лом, хотя желательно что-то подобное, но из легированной стали. Сколько этих ломов, согнутых как банан, я перевидал!

Итак, получается рычаг в несколько метров. Как минимум трое с криками "Рраз! Рраз!" изо всех сил ритмично наваливаются на конец лома, стараясь повернуть гайку. Страшно подумать, что с ними будет, если ключ соскочит с гайки или там лом выскользнет из трубы.
Отдавать гайки, крепящие крышку цилиндра - целая наука. Предварительно надо с помощью кернера, инструмента, оставляющего маленькие углубления в металле, отметить положение гайки относительно крышки. Ведь после ремонта придётся гайку закручивать - а до какого момента? Вот до того, когда совпадут сделанные метки. Тут главное метки не попутать, ибо бывает их по нескольку штук на разных гранях. Сколько раз до нас эти гайки откручивали-закручивали и ставили свои метки наши предшественники! :)
На снимке как раз видны четыре этих гайки по углам каждой крышки.

(Ха-ха, я помню старые инструкции, где писалось: завернуть гайку ключом с плечом 40 см усилием одной руки до упора, а потом ещё на три грани. А руки-то совсем разные бывают, мою со шварценеггерской уж никак не сравнить.)

Гайка отворачивается на одну грань и ключ переносится на другую, ту, что с противоположной стороны крышки. Так, крест-накрест, постепенно прослабляют все гайки. Отворачивать с одного края и полностью - никак нельзя, это может привести к деформации крышки. И нельзя попутать гайки местами, каждая должна вернуться на свою шпильку.

Но вот гайки свинчены и крышка весом в несколько сот килограммов (не стой под грузом!) с помощью тали и оттяжек снимается с блока. Уже можно полюбоваться головкой поршня, который теперь предстоит вытянуть из втулки.
Вот нашёл, правда, ужасный, снимок блока со снятыми крышками цилиндров. Торчат шпильки крепления, похоже, и поршни уже выдернуты. Стрелками обозначена втулка цилиндра, её верхний край. И кажется, что из крайнего левого колодца её уже выпрессовали.

 "Всё", - сказал дед, вернувшись от капитана, - "вынимаем втулку. У нас сутки времени".
"Эге", - подумал я (и, может, не только я), - "а спать-то сегодня, пожалуй, не придётся".-2

Блин, столько написал, а только крышку успел снять. Так дело не пойдёт.
Короче, с помощью специальных приспособлений и ноу-хау, состоящего из положений инструкции по ремонту и наработанного поколениями маслопупов опыта, вынимаем из втулки поршень с шатуном, а из блока цилиндров саму втулку.

И я, как ответственный за главные двигатели по должности, суюсь верхней частью тела в лючок картера (оцените его размеры на снимке в предыдущей части), чтобы осмотреть место происшествия.
Остальные, не теряя времени, очищают от нагара поршень, и нижнюю часть снятой крышки, проверяют состояние поршневых колец и при необходимости заменяют их, избавляют внешнюю сторону втулки от различных отложений.

Что же увидел я, корчась, как червяк, в теснейшем пространстве шкодовского картера?
Об этом в следующий раз :)