С каких корыт немцы планировали высаживаться в Англии

2,3k full reads
3,2k story viewsUnique page visitors
2,3k read the story to the endThat's 73% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

О предназначавшихся для десантирования "Зибелях" я уже написал, о БДБ напишу завтра. Но операция "Морской лев" была отменена раньше, чем эти специально сконструированные плавсредства стали поступать в войска в массовых количествах. А ложка, как известно, дорога к обеду.

Для начала давайте в самых общих чертах посмотрим, как планировалась сама высадка. В конце концов план был уточнен и утвержден Гитлером в качестве Директивы № 16 от 16 июля 1940 года.

Первая волна: одиннадцать пехотных и горных дивизий, плюс две воздушно-десантные дивизии (3000 человек) и спецназ полка "Бранденбург" (около 600, включая морпех). Им было поручено создать большой защищенный плацдарм и отрезать линии усиления и контрольные мосты.

Вторая волна: восемь танковых и мотострелковых дивизий, которые должны были дать средства прорыва к стратегическим целям.

Третья волна: шесть дополнительных пехотных дивизий, после основного штурма, как это принято во время блицкрига, занимаются очагами сопротивления и занимают позиции в тылу, обеспечивая линии снабжения с побережья.

С каких корыт немцы планировали высаживаться в Англии

Этот боевой порядок был определен 30 августа и оставался в силе до отмены всей операции.

Первый эшелон должен был перевозиться на баржах, костерах (небольшие суда с ограничением по расстоянию от берега района плавания) и небольших моторных катерах. Второй - более крупные транспортные суда с артиллерией, бронетехникой и тяжелой техникой. Третий эшелон состоял из более медленных дивизий подкреплений, в основном пехотой и лошадьми, на меньших кораблях и более крупных судах.

В преддверии операции немецкие власти конфисковали около 2400 барж со всей Европы: 860 были доставлены из Германии (поскольку это не повлияло бы на национальное производство и поставки), но основная часть прибыла из Нидерландов (1200) и Бельгии и только 350 из Франции.

То, что они накапливались, подтверждают данные английской авиаразведки. Это снимок сделан самолетом Bristol Blenheim Mark IV, T2032, из 82-й эскадрильи RAF над портом Дюнкерка:

С каких корыт немцы планировали высаживаться в Англии

А это порт Булонь-сюр-Мер:

С каких корыт немцы планировали высаживаться в Англии

Что представляли собой эти плавсредства? Во-первых, речные баржи распространённого в Европе типа Peniche длиной 38,5 метра, ширина - 5,05 м. Они были специально разработаны для шлюзов каналов Бельгии и Франции, и в результате стремления максимизировать пространство для грузовых перевозок, баржи, как правило, имеют плоские стенки с короткими закругленными носами и кормами. Перевозили 360 тонн груза. Вот так они могут выглядеть, это современный снимок, а вообще их перестали строить в 1973 году:

С каких корыт немцы планировали высаживаться в Англии

Есть пениши и такого вида:

С каких корыт немцы планировали высаживаться в Англии

Сейчас в подавляющем числе уцелевшие из них переделаны в плавучие рестораны, отели и частное жильё. Вот такая красота получается:

С каких корыт немцы планировали высаживаться в Англии

Но летом 1940-го года самоходных нашлось всего около 800 единиц. Самоходность их ещё та была - владельцы в то время шутили, что с грузом она еле двигается вперёд, а пустая - назад. Однако была масса и несамоходных, вот они на снимке с немецкими моряками на палубе:

С каких корыт немцы планировали высаживаться в Англии

Чтобы повысить мореходность, а ведь Ла-Манш, это далеко не река, тем более какой-нибудь голландский канал, их было решено сваривать бортами попарно.

Второй тип барж назывался Kampine, длиной 50 метров и перевозил 620 тонн груза , соответственно, было собрано 1336 пенишей и 982 экземпляра кампинов. Обозначались Тип А1 и Тип А2.

Переоборудовали их следующим образом:

-Вырезание проема в носовой части для разгрузки войск и транспортных средств
-Сварка продольных двутавровых балок и поперечных распорок (для прочности и мореходных качеств)
-Добавление деревянной внутренней рампы для быстрой разгрузки
-Заливка бетонного пола в трюме для размещения танков и артиллерии.
Баржа A1 несла три средних танка (типа Panzer III), а A2 могла нести четыре, потенциально также Panzer IV.

Баржи Тип В были в основном те же баржи, но модифицированные для перевозки "подводных танков", Tauchpanzer:

С каких корыт немцы планировали высаживаться в Англии

Баржа становилась на якорь на доступной глубине. В носу имелась аппарель длиной 11 метров. Танк скатывался по наклонной аппарели на дно и дальше выходил на берег своим ходом. Их было заказано порядка 70 единиц.

Следующий тип барж - Тип С. Это был Тип А2, но предназначались для перевозки плавающих танков. В корме делался специальный вырез, через который 4 плавающих танка могли десантироваться.

Но самими первыми к берегу должны были подходить штурмовые баржи Тип AS. Они несли на себе 10 штурмовых катеров (Sturmboote), вот один из их видов:

С каких корыт немцы планировали высаживаться в Англии

Борта этих барж были залиты слоем бетона, чтобы десант не нёс потерь ещё при приближении к берегу.

Зибель и здесь подсуетился.

Баржи Тип AF. Два авиационных двигателя устанавливались на платформе, поддерживаемой железными лесами в кормовой части судна. Охлаждающая вода хранилась в цистернах, установленных над палубой. В завершенном виде Type AF имел скорость 6 узлов и дальность хода 60 морских миль, если не было дополнительных топливных баков. К недостаткам этой установки относились невозможность дать задний ход, ограниченная маневренность и оглушительный шум двигателей, что сделало бы голосовые команды проблематичными.

К 1 октября 128 барж типа А были переоборудованы такими силовыми установками, а к концу месяца эта цифра превысила 200.

Отдельная песня, как всё это добро должно было использоваться. Порядка 400 буксиров должны были тянуть эти баржи попарно к побережью Англии, причём желательно, чтобы одна из них была самоходной. Приблизившись к берегу, самоходка должна была самостоятельно выброситься на пляж, а несамоходную буксир должен был максимально близко подтянуть к урезу воды.

Делать это надо было в момент наибольшего прилива. Тогда несамоходка при отливе оказывалась на суше и могла спокойно десантировать то, что она привезла. При следующем приливе баржи снимались с отмели, подводились к крупным транспортам, стоявшим в отдалении, принимали технику и людей, и всё повторялось.

Испытания показали, что этот процесс перевалки в открытом море, при благоприятных обстоятельствах займет не менее 14 часов, так что высадка первой волны может растянуться на несколько приливов и несколько дней, при этом баржи и флот вторжения впоследствии необходимо вместе сопровождать обратно через Ла-Манш для ремонта.

Поскольку погрузка танков, транспортных средств и запасов второй волны на возвращенные баржи и транспортные суда займет не менее недели, нельзя ожидать, что вторая волна высадится раньше, чем через десять дней после первой волны, а, скорее всего, и дольше.

Короче, геморрой страшенный. Мудрый гросс-адмирал Редер всеми силами сопротивлялся этому безумию. Тогда даже ходила шутка:

«Mit Raedern sollst du nicht über das Wasser fahren» - переводится как «Не используй колеса (Raedern) для поездок по воде» и была игрой слов с намёком на фамилию командующего Кригсмарине Эрих Редера.

Так вся эта возня и закончилась ничем. Хотя часть подготовленных барж использовалась в других операциях, в том числе на Восточном фронте при захвате островов Сааремаа, Хийумаа и Муху у западного побережья Эстонии.

В одну статью не втиснуть рассказ и о прочих десантных кораблях немцев, таких, как БДБ и ряд других. Так что о них в следующий раз.

Предыдущая статья о наших подводниках на Чёрном море: С немецкими подводниками на Чёрном море немного разобрались. Теперь поговорим о наших

.................................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь