Самое "любимое" занятие палубной команды

6 March 2019

Кто из ходивших в море не знаком с такой ситуацией - улёгся ты после ночной вахты поспать и тут с началом рабочего дня раздаётся дробный долбёж металла по металлу, как будто сразу несколько дятлов со стальными клювами принимаются за поиск корма в судовом металле?

Это палубная команда вышла на борьбу со ржавчиной :) Да, я в курсе, что кое-где исходя из вопросов гуманизма такие работы производят после обеда, да и если длина судна метров 300, то стук на баке вряд ли нарушит чей-то сон в кормовой надстройке. Но это кое-где и не всегда.

Чуть-чуть теории. Лишь благородные металлы - золото, платина, чистое серебро не стремятся образовывать химические соединения. Что касается подавляющего большинства других, то, чтобы они находились в свободном состоянии, их надо восстановить из природных рудных соединений, то есть выплавить. Выходит, выплавляя металл, мы переводим его из устойчивого состояния в неустойчивое. Вот он и стремится вернуться в исходное состояние — окислиться. Это и есть коррозия — естественный для металлов процесс разрушения при взаимодействии с окружающей средой. Частный случай коррозии — ржавление — образование на железе гидроксида железа Fe(ОН)3. Этот процесс может протекать только в присутствии влаги (воды или водяных паров).
Железо ржавеет везде, но море - это особая среда. Это не просто вода, но раствор солей, по-другому - электролит, в присутствии которого процесс окисления происходит более стремительно.

Судно захлёстывают волны при шторме, его усердно моет из шлангов забортной водой всё та же палубная команда, слой воздуха над поверхностью толщиной 5-7 метров насыщен солью. Обычный дождик прошёл, солнышко влагу высушило и всё хорошо. После же высыхания солёной воды на поверхностях остаётся соль, которая прекрасно впитывает влагу из воздуха. Если потрогать эти соляные бляшки - они всегда влажные. И этот влажный компресс непрерывно разъедает металл.

А как же краска? - можно спросить, разве не защищает металл? Защищает, но это не панацея, и со временем она сдаётся. Уже под краской идёт коварная работа ржавчины, результаты её видны на верхнем снимке. Да ведь и красят зачастую как? Катают поверху новый слой и через самое короткое время на нём уже появляются ржавые потёки.

Более кардинальное решение - удалить старую краску и коржи ржавчины под нею. И этой работой матросы обеспечны на весь контракт, а по большому счёту - на всю жизнь:) Вот тут-то и начинается тот замечательный дробный стук. Его производят так называемые кирочки, молотки, одна его верхушка заострена вдоль ручки, а другая поперёк, зачастую самопальные, ещё такими пользуются сварщики для удаления окалины:

Но сколько тех матросов на судне, а ржавчина везде. Процесс всячески механизируют. Вот очистка трапа:

Этот агрегат называют "игольчатый пучковый зачистной молоток" , "Needle scaler" , "игольчатая бучарда" или "пучковая бучарда" .

Есть так называемые "слоники", различные виды шарошек, особый грохот производят цепные, когда по ржавчине лупят вращающиеся короткие цепи. Но прогресс не стоит на месте и создан инструмент для этих целей с использованием лазера!

Лично мне кроме кирочек и шарошек ничего использовать не приходилось. Вообще кирочки довольно вредный инструмент, они оставляют на металле массу насечек. После грубой очистки можно пройтись ещё болгаркой с круглой металлической щёткой.

Если при работе кирочкой вам может разве что кусок окалины или краски прилететь в глаз, если защитные очки не использовать, то при работе механическими щётками есть возможность надышаться пылью из ржавчины и той же краски. Поэтому всевозможные респираторы приветствуются, так же, как и плотная одежда.

После очистки по поверхности можно пройтись так называемым восстановителем ржавчины, а потом она покрывается грунтом. В своё время лучшим считался свинцовый сурик на олифе, очень прилипчивая и стойкая вещь, но теперь другие времена и его уже не найти. Следующим этапом наносится уже краска соответствующего цвета и качества. На некоторое время этого хватит, но лишь на некоторое :) Если уж пошло ржаветь, то полностью прекратить процесс невозможно.

А вот, кстати, на подводной части корпуса таких пластов не встретишь. Здесь помимо краски действует ещё и протекторная защита. К корпусу прикрепляются куски металла с бо́льшим отрицательным потенциалом, чем сталь (обычно это цинк и его сплавы) и они исполняют роль жертвы, постепенно растворяются в морской воде, а корпус при этом не повреждается.

Но был такой случай. Наш буксир, это ещё до меня было, доковался во Вьетнаме, где была установлена новая протекторная защита взамен разрушившейся. Когда мы встали на очередное докование в Севастополе - все ахнули. Х.з., какой металл использовали узкоглазые друзья, но протекторы сияли первозданным видом, а подводная часть корпуса была покрыта тысячами язв.Более крупные пришлось заваривать, а мелочь так и оставить. Негодные протекторы срубили и поставили свои отечественные. Такие вот дела с этой "коррозией металла".

А здесь рассказ с фотографиями, как обрабатывается корпус в доке:

Как судну пудрят носик