52 945 subscribers

Советские подводники на службе в испанском флоте

8,1k full reads

Сколь непросто общаться с иностранными моряками на их корабле, предъявляя к ним определённые требования, можно понять, только побывав в таких обстоятельствах самому. Мне лично довелось работать в нескольких инструкторских экипажах, но там между нами и личным составом была прокладка в виде местных офицеров, в подавляющем большинстве относившихся к нам доброжелательно.

И то надо было постоянно держать ушки на макушке. Помнится, в Алжире наш мичман, раздосадованный непонятливостью алжирского подопечного в сердцах назвал его объебосом. Да не в глаза, а в разговоре с нашим старпомом, но тот, о ком шла речь, присутствовал при этом и заподозрил что-то неладное. И по его просьбе другой сержант, сносно владевший русским языком, тут же попросил объяснить, что значит это словечко. Пришлось выкручиваться, кляня себя за невоздержанность, и придумывать на ходу, что это, ну такой весёлый человек, бесшабашный парень. Объяснение было принято, но могло бы кончится скандалом.

Другой раз мы показали их офицеру на спящего невзирая на сигнал боевой тревоги матроса и лейтенант отпинал ногами бедолагу. После этого мы вообще закаялись обращать внимание на косяки обучаемых.

Что же говорить о сложности положения того, кому поручено командовать иностранным кораблём, будучи совершенно одному, за исключением переводчика, да ещё в боевых условиях?

Капитан 3 ранга Иван Алексеевич Бурмистров (Капитан де корбета Луис Мартинес)

Советские подводники на службе в испанском флоте

в марте 1938 года республиканским министерством военно-морского флота был назначен командиром подводной лодки "С-4".

Советские подводники на службе в испанском флоте

Надо знать, что творилось тогда на кораблях. Коммунисты, социалисты, анархисты, скрытые фалангисты - кого там только не было. Незадолго до этого испанский командир дезертировал, видно не захотел повторять судьбу предыдущего, который вместе со старпомом и ещё одним офицером был схвачен командой - старпома расстреляли, а двух остальных отправили в плавучую тюрьму.

Первоначально Бурмистров был вынужден командовать с берега - лодка находилась во Франции на ремонте и местные власти не должны были знать, что на испанской лодке советский командир. О качестве ремонта в таких обстоятельствах нетрудно догадаться. Из вновь прибывшего пополнения вскоре дезертировали ещё семь человек, а ведь пополнение должно было восполнить убыль полностью разложившегося личного состава.

Служебная переписка шла через французскую почту, ни о какой секретности речи не могло быть. К апрелю Бурмистров уже находился на лодке. Все наиболее важное оборудование было закрыто на навесные замки, гироскоп и сейфы с документами опечатаны. Ключи и всё стрелковое оружие Бурмистров забрал в свою каюту. Эти меры вызвали раздражение в экипаже, пришлось организовать группу матросов для защиты.

На послеремонтных испытаниях на глубине 25 метров хлынула вода через дейдвудный сальник гребного вала и уплотнение баллера руля. В гребном электродвигателе произошло короткое замыкание. Большая часть личного состава показала полное невежество.

Но были и приятные моменты. На борту были четырнадцать велосипедов, три мотоцикла, сорок тысяч спичечных коробков, хамон, колбасы, растительное масло и не менее трёх чемоданов на человека, полностью заполненных едой, так что корабль внутри выглядел как бакалейная лавка.

Согласно плану командующего флотом, подводная лодка должна была атаковать все фашистские корабли, находившиеся в водах у Бильбао, Сантандера, Хихона и Ферроля, и топить все торговые суда, выходившие из или входившие в эти порты. Но Бурмистров более реально представлял боеготовность лодки и главной задачей считал просто довести её до Картахены.

И даже этот план чуть было не сорвался. Командирский и зенитный перископы вышли из строя. Лодка двигалась в позиционном положении (это когда из воды выглядывает только рубка) когда вдруг при увеличении скорости начала неожиданно погружаться. Комиссар лодки (неизвестно, какую партию он представлял) тут же закрыл рубочный люк. В принципе, может и верный поступок, но наверху оставался Бурмистров. Переводчик Гуревич совершил рукоприкладство по отношению к комиссару и впустил командира внутрь лодки. Выяснилось, что вахтенный на горизонтальных рулях поставил носовые рули на погружение.

2-6 июля лодка всё-таки пыталась выйти в торпедную атаку, но подвели торпедные аппараты. 26 июля атака сорвалась из-за обрыва троса системы подъёма перископа. После месячного ремонта уже в Испании лодка неоднократно выполняла патрулирование, а также занималась доставкой почты между Валенсией и Барселоной.

Кроме "С-4", Бурмистров был командиром также на "С-1" и "С-6".

Во время Великой Отечественной Войны Бурмистров командовал подводной лодкой на Чёрном море, участвовал в Керчь-Феодосийской десантной операции, был ранен. Был старшим преподавателем кафедры тактики флота ТОВВМУ им. С.О. Макарова. Умер в 1962 году.

Иван Алексеевич в конце 40-х годов:

Советские подводники на службе в испанском флоте

На "С-4" Бурмистрова сменил Герман Юльевич Кузьмин. Я не нашёл его фотографии. Но в комментариях мне его снимок прислали, спасибо severok1979. Только снимок маленький, а Дзен требует, чтобы по горизонтали было не меньше 300 пикселей. Пришлось увеличивать и резкость никудышняя:

Советские подводники на службе в испанском флоте

До этого он командовал лодкой "С-1". 26 апреля 1938 года в 00.30 у Винароса атаковал крейсер «Альмиранте Сервера» двумя торпедами с дистанции 2000 м. Успеха не добился. Купленные ещё в 1928 году в Италии торпеды с курса отклонились.

 крейсер «Альмиранте Сервера»
крейсер «Альмиранте Сервера»

Капитан 2 ранга Г.Ю. Кузьмин погиб в декабре 1942 года на борту черноморской подводной лодки «Щ-212». Лодка была найдена в 1976 году неподалёку от острова Змеиный (Фидониси). Снятые с неё орудия находятся в экспозиции на Сапун-горе в Севастополе.

В октябре 1938 года Кузьмина на "С-4" сменил старший лейтенант Иван Васильевич Грачёв, до этого служивший на "С-1". 23 декабря 1938 года во время пробного выхода после ремонта "С-4" села на мель. Комиссар лодки и помощник командира обвинили Грачёва в некомпетентности и вскоре он был отстранён от должности.

Во время Великой Отечественной войны И.В. Грачёв командовал подводной лодкой «Щ-307»  Балтийского  флота. 28  августа  1941  года  в  21  час  15  минут,  при  прорыве  флота  из  Таллина  в  Кронштадт,  «Щ-301»  подорвалась  на  мине  и  погибла  в  районе  острова  Кери.  Командира  и  несколько  других  членов  экипажа  спасли  подошедшие  катера и  пересадили  на  транспорт  «Вирония»,  который  вскоре  так  же  подорвался  на  мине  и  затонул.  На  этот  раз  из  экипажа  «Щ-301»  спаслось  всего  двое:  один  матрос  и  командир.  Их  подобрал  сторожевой  катер  и  передал  на  транспорт  «Казахстан»,  который  был  поврежден  авиацией  противника  и  выбросился  на  берег  острова  Вайндло.  Матрос  погиб,  а  Грачев  был  ранен  в  ногу.  Всего  за  один  день  трижды  получал  контузии  и  ранения,  вследствие  чего  проходил  курс  лечения  в  госпитале.

Советские подводники на службе в испанском флоте

После выздоровления вступил в командование "Щ-405". В  ночь  на  13  июня  1942 года лодка  прошла  остров  Сескар,  но  в  Лавенсаари  не  прибыла.  Днем  15  июня  сторожевые  катера  обнаружили  у  острова  Сескар  двух  погибших  моряков  с  лодки,  а  на  следующий  день  волнами  к  острову  прибило  мертвое  тело  командира. Четырежды тонувший и погибший в море И.В. Грачёв похоронен на  воинском  кладбище  в  поселке  Мартышкино  Ломоносовского  района  Ленинградской  области.

Вторым Героем Советского Союза среди военных моряков стал Николай Павлович Египко. Он проявил свои командирские качества ещё в 1936 году, когда командуя подводной лодкой "Щ-117" Тихоокеанского флота осуществил испытание лодки на максимальную автономность. Проектная была превышена вдвое и теперь составляла 40 суток. Египко в центре первого ряда среди моряков своей лодки в 1935 году:

Советские подводники на службе в испанском флоте

Это достижение досталось команде непросто, возникло несколько аварийных ситуаций, но люди справились. За поход было пройдено 3022,3 мили (из них 315,6 мили под водой), лодка пробыла под водой 340 часов 35 минут. Чего это им стоило говорит то, что Щ-117 стала первым в истории флота Советского Союза кораблем с полностью орденоносным экипажем. А орденами тогда не разбрасывались.

В Испании он первоначально командовал "С-6", сменив Бурмистрова. Помимо обычных патрулей, его лодка вывезла из города Сантадер, когда фалангисты уже были готовы захватить его, валюту, драгоценности, 15 миллионов песет и документы, принадлежавшие правительству басков, в горд Хихон. Пишут, что осенью 1937 года лодка потопила вражескую канонерку, однако в своих мемуарах Египко об этом случае не упоминает.

Будучи командиром "С-2" во время её ремонта во Франции, сумел увести её, не допустив интернирования. И снова, уже из Хихона, под носом у противника вывез ценности через заблокированный Гибралтар в Картахену.

Венувшись на родину, командовал бригадами подводных лодок на Чёрном море и Балтике. С октября 1941 года по февраль 1943-го — в аппарате военного атташе при посольстве СССР в Британиии. На снимке он и командующий флотом метрополии (Home fleet) Великобритании адмирал сэр Джон Тови на палубе линкора "Кинг Джордж V":

Советские подводники на службе в испанском флоте

После войны командовал рядом военно-морских училищ, службу закончил в звании вице-адмирала. Умер в 1985 году, похоронен в Ленинграде.

А это описание жизни и работы наших моряков в Алжире:

Мои полтора года в Алжире. Ракетный катер отправляется в путь.
Наши ракетные катера в Алжире. Первые впечатления.
Как жандарм нашего матроса за алжирца принял и что они со своими матросами делали
Как алжирская девушка с нашим матросом дружить хотела
В городе Алжире, когда девушки ещё оглядывались на нас...
Что мы пили в Алжире в свободное от службы время

Как наши моряки в Алжире кабана съели
Чем обернулась "арабизация" для советских военных в Алжире.

..........................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь