Удивительные судьбы иностранных кораблей под российским флагом.

31K прочитали

После Крымской войны стало ясно - а флота-то у России и нет. Те парусники, которые не утопили, практической ценности как боевые корабли практически не имели, а пароходов было раз-два и обчёлся.

Одна за другой принимались кораблестроительные программы и как во времена Петра, для ускорения наращивания современного флота закупались корабли за рубежом. И должен я сказать, что здесь немалый вклад, уж точно больший, чем Британия, внесли Соединённые Штаты.

В 1878 году в США были закуплены быстроходные (по тому времени) пароходы "Азия" ("Columbus"), "Африка"( "Saratoga"), "Европа"("State of California") и специально заказан четвёртый. Сперва тоже хотели назвать "Австралия" или "Америка", но раздумали и стал он "Забияка".

После Крымской войны стало ясно - а флота-то у России и нет.  Те парусники,  которые не утопили, практической ценности как боевые корабли практически не имели, а пароходов было раз-два и обчёлся.

Своё имя подтвердил ещё на переходе в Россию, наехав в Ла-Манше на пароход Lord Byron. В Питере получил вооружение: два 152мм орудия, четыре 107мм и ещё по мелочи. Кстати, за время службы вооружение неоднократно менялось.

В 1880г. ушёл на Тихий океан, в 83 вернулся в Кронштадт. С 85 по 92 с перерывами на ремонт в Кронштадте служил в Средиземке. И снова ушёл на Дальний Восток. 98-99 годы капремонт во Владивостоке. В русско-японскую войну был в Порт-Артуре, 12 октября 1904 года получил 3 попадания 11дюймовых снарядов и затонул. Чтобы врагу не достался, окончательно был добит взрывами боевых частей мин Уайтхеда.

Броненосный крейсер "Баян".

После Крымской войны стало ясно - а флота-то у России и нет.  Те парусники,  которые не утопили, практической ценности как боевые корабли практически не имели, а пароходов было раз-два и обчёлся.-2

Спущен на воду в 1900 году во Франции. В июле 1904 года подорвался на мине в Порт-Артуре. Только отремонтировали - получил 10 попаданий 280мм снарядов и опустился на грунт. Позже японцы его подняли, отремонтировали, установили новые котлы и орудия: 2 х203-мм, 8 х152-мм, 16 х76-мм и стал он называться "Асо". в 1920 году переделали в минный заградитель, в 30-м служба закончилась, а в 32 был расстрелян как мишень.

Броненосный крейсер"Рюрик".

После Крымской войны стало ясно - а флота-то у России и нет.  Те парусники,  которые не утопили, практической ценности как боевые корабли практически не имели, а пароходов было раз-два и обчёлся.-3

Построен в Англии, на судоверфи фирмы "Виккерс-Армстронг" в Барроу-ин-Фернесс, вступил в строй в 1909 году. Бывал в Средиземном море, во Франции и Черногории. Во время войны при скорости 16 узлов налетел на каменистую банку, внутрь корпуса поступило около 2400 тонн воды, но смог добраться до базы. После ремонта летом 1915 года участвовал в бою с отрядом германских кораблей.

В ноябре 16-го подорвался на мине, опять сумел добраться до Кронштадта на ремонт. Принял участие в революции, при наступлении немцев совершил переход из Ревеля (Таллин) в Гельсингфорс )Хельсинки), а потом участвовал в Ледовом походе в Кронштадт, охранял ледокол "Ермак", обеспечивавший проводку во льдах.

В Гражданскую войну его 120мм орудия были сняты и установлены на бронепоездах и речных судах. В 1924 году исключён из списков флота, но его 203мм башенные установки ещё участвовали в обороне Ленинграда от гитлеровцев на фортах "Серая лошадь" , "Обручев" и "Тотлебен" .

Бронепалубный крейсер "Аскольд".

После Крымской войны стало ясно - а флота-то у России и нет.  Те парусники,  которые не утопили, практической ценности как боевые корабли практически не имели, а пароходов было раз-два и обчёлся.-4

Построен в Германии в 1901 году. Успешно воевал в Порт-Артуре, с несколькими другими быстроходными кораблями смог вырваться из блокады. Но в результате боевых повреждений был вынужден зайти в Шанхай, где интернирован китайцами до конца войны.

В 1907 году часть команды приняла участие в восстании во Владивостоке. С началом Мировой войны вместе с крейсером "Жемчуг" был переподчинён союзному командованию на базировавшуюся в Гонконге эскадру. Искали в Индийском океане германский крейсер "Эмден". Потом перешёл в Средиземное море, участвовал в Дарданелльской операции, совместно с французами высаживал десант в Галлиполи.

После ремонта во Франции перешёл в Мурманск, зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана. Как они там ухитрялись выживать - то в тропиках на экваторе, то в Заполярье?

В 1919 году был захвачен англичанами и вошёл в их флот под названием «Glory IV». В 1922 году Советская Россия выкупила его, но он оказался в таком состоянии, что осталось только продать его в Германию на металлолом.

Ну, и гордость наша - "Варяг".

После Крымской войны стало ясно - а флота-то у России и нет.  Те парусники,  которые не утопили, практической ценности как боевые корабли практически не имели, а пароходов было раз-два и обчёлся.-5

Тоже "американец", построен в Филадельфии. Вступил в строй в 1901 г.

На этом снимке, кстати, он с японским флагом на кормовом флагштоке и под названием "Соя". Введённый после затопления в эксплуатацию в 1907 году, служил в японском флоте до 1916-го, т.е. почти в три раза дольше, чем в российском. В том году был выкуплен Россией и переведён в Мурманск в состав флотилии Северного Ледовитого океана.

В 1917 году убыл на ремонт в Британию, где его конфисковали "просвещённые мореплаватели" и в 1925 при буксировке в Германию на металлолом утонул во время шторма.

И не достался он никому.