Всё, что удалось разузнать о не совсем обычной немецкой подводной лодке

13K прочитали

А началось со статьи о немецких базах в советском Заполярье во время Второй мировой войны. В ней была упомянута подводная лодка U-534. Я решил потянуть за кончик ниточки и вот что узнал.

Начнём с её единственного командира от вступления в строй до гибели. В тех статьях, которые в ходе расследования пришлось прочитать, указывается, что Герберт Ноллау

А началось со статьи о немецких базах в советском Заполярье во время Второй мировой войны. В ней была упомянута подводная лодка U-534. Я решил потянуть за кончик ниточки и вот что узнал.

то обер-лейтенент, то фрегаттен-капитэн. Но я обычно пользуюсь англоязычным сайтом о подводных лодках, где есть данные о всех командирах немецких подводных лодок, так вот там чётко сказано, что на момент гибели своей лодки он был капитан-лейтенантом. Впоследствии на флоте не служил, так что так капитан-лейтенантом и остался.

Ноллау принадлежал к так называемой "Олимпийской команде". В неё входили командиры подводных лодок, вступивших в Кригсмарине в 1936 году, когда в Берлине прошли Олимпийские игры. На рубочном ограждении своих лодок они размещали олимпийскую эмблему

А началось со статьи о немецких базах в советском Заполярье во время Второй мировой войны. В ней была упомянута подводная лодка U-534. Я решил потянуть за кончик ниточки и вот что узнал.-2

Второй эмблемой U-534 было изображение охотника на коне, прыгающего сквозь букву U:

А началось со статьи о немецких базах в советском Заполярье во время Второй мировой войны. В ней была упомянута подводная лодка U-534. Я решил потянуть за кончик ниточки и вот что узнал.-3

Это Ein Jäger aus Kurpfalz, охотник-герой старинной немецкой песни, в которой есть слова, что он стреляет во всё, во что захочет. И заодно делает детей зазевавшимся девицам, ну это жизнь...

До того, как стать подводником, Ноллау успел послужить на том самом тяжёлом крейсере "Блюхер", который был потоплен норвежцами в Ослофьорде. Однако Ноллау в число 830 погибших не попал, а в 1941 году прошёл переквалификацию на подводника. В качестве первого вахтенного офицера совершил три боевых похода общей продолжительностью 180 дней на лодке U-505.

И тут следует ряд таинственных совпадений. Обе лодки, на которых служил Герберт Ноллау, стали музеями. Одна в США, другая в Британии. На снимке захваченная ещё в июне 1944 года U-505 прибывает в США:

А началось со статьи о немецких базах в советском Заполярье во время Второй мировой войны. В ней была упомянута подводная лодка U-534. Я решил потянуть за кончик ниточки и вот что узнал.-4

Один из её командиров, Петер Жех (довольно странная для немца фамилия) ещё в 1943 году покончил жизнь самоубийством во время атаки лодки надводными кораблями союзников. Он тоже был членом "Олимпийской команды".
Ноллау в боевой обстановке оказался более стоек, U-534 сумела даже сбить два противолодочных самолёта, однако он в конце концов тоже застрелился в 1968 году.

U-534, лодка типа IXC/40, вошла в строй 23 декабря 1942 года. Всего совершила 3 боевых похода, никаких успехов не добилась, за исключением сбития самолёта "Веллингтон" в августе 1944 года и "Либерейтора" в день своей гибели 5 мая 1945 года. 5 из 6 его лётчиков погибли. Однако второй "Либерейтор" сумел отправить её на дно.

И вот тут интересный момент. 4 мая 1945 года командирам всех находящихся в море подводных лодок была направлена радиограмма: «Все подводные лодки должны прекратить боевые действия. Остановить все враждебные действия против судоходства противника. Дениц».

Понятно, что некоторые, находящиеся в далёком океане, могли её не получить или по каким-то другим причинам запоздать с выполнением приказа. Но U-534 вышла из военно-морской базы в Киле в ночь с 4-го на 5-е мая. Значит, задача её была не боевая, не так ли? Почему же она так яростно отбивалась от противолодочных самолётов, вместо того, чтобы выбросить белый флаг? Может, она имела кое-что на борту, что никак не должно было попасть в руки противника?

Сам Ноллау ни словечка о причинах всего этого до самой смерти не вымолвил. На борту лодки находились 53 человека, из них пятеро таинственных пассажиров, а глубина составляла всего 32 метра, так что всем, кроме троих, погибших от переохлаждения и проблем с дыханием удалось спастись через торпедные аппараты. Но и они ничего о своей миссии якобы до конца своих дней не рассказали.

И тут начинается разгул конспирологии. Саму лодку обнаружили аквалангисты в 1977 году. Проникали ли они при этом внутрь корпуса? Если она вывозила какие-либо ценности, то это нетрудно было бы обнаружить, лодка осталась практически целой. Как бы то ни было, в 1993 году её удалось поднять. И вот якобы из обнаруженных документов стало понятно, что она действительно везла некий секретный груз, да не куда-нибудь, а именно на тайную базу в устье Лены. Мало того, лодка, должна была посетить ещё один неизвестный пункт в тех местах. А уже после всего этого отправиться в Аргентину (!).

Подтвердить или опровергнуть всё это невозможно, никаких ссылок на упомянутые документы нет. А ничего не нашли на её борту после подъёма потому, что якобы уже 6 мая, на следующий день после потопления немцы смогли тайно эти грузы извлечь и переправить на другую лодку. Неограниченная площадка порезвиться воображению пишущих на эту тему. Мы же уподобляться им не будем.

Что было с лодкой дальше? Сначала её хотели отправить на металлолом, но потом отвезли в Англию, как музейный экспонат. Поначалу она находилась в Биркенхэде в музее Наутилус. На снимке видно, в каком состоянии её подняли на поверхность:

А началось со статьи о немецких базах в советском Заполярье во время Второй мировой войны. В ней была упомянута подводная лодка U-534. Я решил потянуть за кончик ниточки и вот что узнал.-5

Но в 2008 году её разрезали на четыре части, чтобы облегчить посетителям доступ внутрь корпуса и выставили на другом берегу реки Мерси в Ливерпуле. Так это выглядит снаружи:

А началось со статьи о немецких базах в советском Заполярье во время Второй мировой войны. В ней была упомянута подводная лодка U-534. Я решил потянуть за кончик ниточки и вот что узнал.-6

Судя по снимкам, внутри ничего восстанавливать не стали, всё в том же состоянии, как и после подъёма из воды:

А началось со статьи о немецких базах в советском Заполярье во время Второй мировой войны. В ней была упомянута подводная лодка U-534. Я решил потянуть за кончик ниточки и вот что узнал.-7

Довольно странное решение. Американцы в Чикаго за U-505 ухаживают, вся она изнутри выкрашена и вылизана. Правда и не лежала на дне почти полвека. Среди многих экспонатов, поднятых вместе с лодкой, в Ливерпуле есть и знаменитая Энигма:

А началось со статьи о немецких базах в советском Заполярье во время Второй мировой войны. В ней была упомянута подводная лодка U-534. Я решил потянуть за кончик ниточки и вот что узнал.-8

Так немцы и не узнали, что секрет этой шифровальной машины союзники разгадали задолго до окончания войны.

Ещё о подводных лодках:

Как охотились за подводными лодками
Как охотились за подводными лодками. Гидроакустика.
Подводная лодка обнаружена. Как с ней расправиться.

................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь