Злой рок командиров крейсера "Аврора"

14K прочитали

 Не буду умничать по поводу того, что залпом называется одновременный выстрел нескольких орудий, а уж никак не одиночный. Ну, создатели фильма "так видят", что поделаешь?

Не буду умничать по поводу того, что залпом называется одновременный выстрел нескольких орудий, а уж никак не одиночный. Ну, создатели фильма "так видят", что поделаешь?

Главное, что кроме этого "залпа", ознаменовавшего новый этап в истории человечества, за "Авророй" вроде бы ничего и не числилось, если исходить из школьного курса истории моего времени. А сейчас может и того нет.

Но мы попробуем заглянуть поглубже. Последние испытания после постройки крейсер прошёл в июне 1903 года. Маленький штрих - "Аврора" первой на российском флоте получила якоря системы Холла, впоследствии наиболее распространённые на кораблях всего мира. Уже в сентябре крейсер направился на Дальний Восток в составе отряда контр-адмирала Вирениуса. Однако, дойдя до Джибути, отряд получил приказ возвращаться.

Первый погибший от артиллерийского огня во время русско-японской войны появился на борту именно "Авроры" ещё у берегов Британии. При повторной попытке добраться до Дальнего Востока с эскадрой Рожественского, крейсер подвергся обстрелу со своих же кораблей во время Гулльского инцидента. Корабль получил повреждения, пять матросов было ранено, а судовой священник отец Анастасий лишился левой руки. Спасти его не смогли.

В Цусимском бою "Авророй" командовал капитан 1 ранга Евгений Романович Егорьев.

 Не буду умничать по поводу того, что залпом называется одновременный выстрел нескольких орудий, а уж никак не одиночный. Ну, создатели фильма "так видят", что поделаешь?-2

Это был пятый корабль под его командованием, все четыре предыдущих он сделал отличными. Когда на крейсер прибыл новый корабельный врач В. Кравченко, он отметил в своём дневнике: «Впечатление от «Авроры» самое благоприятное. Команда веселая, бодрая, смотрит прямо в глаза, а не исподлобья, по палубе не ходит, а прямо летает, исполняя приказания»

Участие крейсера в бою - отдельная большая тема. Ещё один маленький штрих, говорящий о многом: После того как опять были перебиты фалы, и флаг упал в седьмой раз, боцман Василий Козлов под огнем неприятеля влез на мачту и приколотил его к мачте гвоздями. Такова была интенсивность вражеского огня.

Один из вражеских снарядов разорвался на трапе переднего мостика. Осколки снаряда и трапа, попав сквозь смотровую амбразуру в боевую рубку, отразились от ее купола и разлетелись в разные стороны.
Были ранены все, находившиеся в рубке, убит лишь один, командир корабля. Осколок пронзил его голову. Он оказался первым и последним командиром "Авроры", погибшим в бою.

Командование над крейсером принял старпом Аркадий Константинович Небольсин, сам раненый в голову, плечо и правое колено. В марте 1917 года контр-адмирал Небольсин был тяжело ранен во время матросских волнений после отречения Николая II и скончался в тот же день.

Всего в сражении было убито десять человек, восемьдесят девять человек ранено, из них шесть смертельно и восемнадцать тяжело.

Уцелевшие в ночном бою крейсеры «Олег», «Аврора» и присоединившийся к ним крейсер 2-го ранга «Жемчуг» предприняли несколько попыток прорваться на север, во Владивосток, но были оттеснены японскими кораблями к югу. На последних лопатах угля им удалось добраться до Манилы, где они были интернированы американцами.

После пятимесячной стоянки в Маниле (а всем известно, как такие вещи вляют на умы личного состава) крейсер направился на родину. По пути пришли известия о делах на броненосце "Потёмкин" и революции в России. Во французском Шербуре местные полицейские сообщили командованию корабля, что русские матросы купили в городе большое количество револьверов. Но тут подоспел царский манифест о даровании Конституции и страсти улеглись.

В 1909 году после капитального ремонта "Авророй" стал командовать капитан 1 ранга Пётр Лесков. Во время визита в Мессину на Сицилии, команда приняла участие в тушении большого городского пожара, за что получила 1800 апельсинов и 1800 лимонов.

П.Лескова в 1937 году расстреляют, как "врага народа".

В Первую мировую войну "Аврора" в боевых действиях участия не принимала, занималась патрулированием, а в 1916 году стала в ремонт. Кто стоял в длительном ремонте, знает, как это влияет на состояние воинской дисциплины, а в 1917 году за авроровцев взялись революционные агитаторы.

Вот что писал командованию командир крейсера капитан 1 ранга Михаил Никольский: «Команда, до сих пор не поддававшаяся преступной агитации, поддастся ей и, как это часто бывает, перейдёт в другую крайность — благодаря своей сплочённости из самой надёжной во время войны станет самой ненадёжной. Почва для этого самая благоприятная — долгая стоянка в Петрограде у завода».

Как в воду глядел - 28 февраля 1917 года ему прострелили голову, а старпому Ограновичу воткнули штык в горло.

С марта 1917 года по сентябрь "Авророй" командовал старший лейтенант Никонов Николай Константинвич, в условиях наступившей демократии выбранный в командиры на собрании команды. Сколько ни копал, ничего не раскопал, кроме того, что он был арестован в 1938 году будучи уполномоченным Постоянной комиссии по приемке кораблей на ТОФ. Чем дело закончилось, я не нашёл, но последний год его жизни - 1939, что как бы намекает...

Во время Гражданской войны все орудия с "Авроры" были сняты и отправились на фронты. Ни одно из них назад не вернулось.

В 1923 году крейсер прошёл ремонт и получил новую артиллерию, правда образца 1913 года. Внешне он заметно отличался от того, каким сошёл со стапелей. Боевых задач он больше не решал, а стал учебным кораблём и совершал заграничные визиты.

В 1934-38 году "Авророй командовал капитан 2 ранга Валентин Евгеньевич Эмме. Арестованный по ложному доносу в 1938 г., он был осужден на 8 лет лагерей. До 1948 г. находился в Ухтомжемском лагере.

По освобождении, не имея права возвратиться в Ленинград, он выбрал для проживания город Павлоград на Иртыше. Там его, бродившего с ящиком вместо чемодана в руках, приютила сердобольная женщина, медсестра. Они поженились и счастливо про­жили до конца его дней. Он скончался в 1970 г. Реабилитирован был в 1956 г., разумеется, "за отсутствием состава преступления".

В октябре 1940 года потерявшая от старости возможность самостоятельно передвигаться, "Аврора" стала плавбазой подводных лодок. С марта 1941 года ею командовал капитан 3 ранга Иван Акимович Саков. К осени с корабля была снята и использована для создания береговых батарей, вооружения бронепоезда "Балтиец" и кораблей Чудской флотилии вся артиллерия, за исключением нескольких зениток.

 Не буду умничать по поводу того, что залпом называется одновременный выстрел нескольких орудий, а уж никак не одиночный. Ну, создатели фильма "так видят", что поделаешь?-3

Корабль ежедневно подвергался артобстрелам. Командир распорядился отрыть щели на берегу, где кроме расчёта орудий, ведших огонь по вражеским самолётам, укрывался не задействованный в бою личный состав. корабль к тому времени был уже притоплен и лежал днищем на грунте.

Это было расценено как паникёрство и трусость, командир и комиссар арестованы и расстреляны. Правда, в ноябре подобное размещение л/с при обстрелах было вновь введено распоряжением свыше, но Саков оценить этого уже не мог.

Причудлива история этого корабля и не самая лёгкая судьба досталась его командирам...