Кодировки Инкотермс. Введение в внешнеэкономическую деятельность

31.07.2018

Все, кто сталкивался с международными торговыми отношениями, наверняка слышали о кодировках Инкотермс, и возможно сталкивались с такими понятиями как FOB и CIF. Вообще так сложилось, что именно эти два условия поставки обрели максимальную популярность в связке поставщик-покупатель во внешнеэкономической торговой деятельности. И, как оказалось, мало кто знает, что их не две а целых 11. Притом, 7 из них относятся ко всем видам грузовых перевозок (EXW, FCA, CPT, CIP, DAT, DAP, DDP), а 4 исключительно к морским (FOB, FAS, CFR, CIF)

Для начала определимся с основным понятием. Инкотермс (Incoterms) – товарный знак международной торговой палаты. По своей сути Инкотермс является правилом, распространяемым на внешнеэкономические сделки купли-продажи.

Кодировки условий поставок

EXW (Ex Works) – Франко завод

На более понятной формулировке – самовывоз. По данному условию поставки продавец считается выполнившим свои обязательства в тот момент, когда он передал товар в распоряжение покупателю, непосредственно на территории своего предприятия. Продавец не несет ответственности за доставку, погрузку и логистику проданного им товара.

FCA (Free Carrier) – Франко перевозчик

На более понятном языке – продажа с доставкой. Но, учитывая, что данная кодировка относится к международной торговле, оплата экспортных пошлин лежит на продавце.

FAS (Free Alongside Ship) – Свободно вдоль борта судна

Доставка товара до судна покупателя. То есть условие считается выполненным в тот момент, когда поставщик доставил товар и разместил вдоль борта судна. Отгрузка товара и все последующие расходы с этого момента полностью ложатся на плечи покупателя.

FOB (Free On Board) – Свободно на борту

Обязательство продавца заканчиваются на моменте попадания товара на борт судна покупателя. Расходы по доставке товара до терминала продавец и покупатель делят пополам. После пересечения товаром линии, по которой проходят поручни судна, покупатель полностью несет ответственность за груз.

CFR (Cost and Freight) – Стоимость и фрахт

По данному условию поставки продавец обязуется доставить груз до порта, который покупатель указывает в договоре. За все риски после погрузки товара на борт несет покупатель. По сути, от FOB отличается только тем, что расходы на фрахт и доставку товара до порта получателя оплачивает продавец.

CIF (Cost, Insurance and Freight) – Стоимость, страхование и фрахт

Поставщик несет ответственность за товар до того момента, пока груз не покинул судно в порту доставки. Все расходы по транспортировке и страхованию груза несет продавец.

CPT (Carriage Paid To) – Фрахт/перевозка оплачены до

Продавец оплачивает основные расходы по транспортировке до пункта назначения, указанного в договоре. Страховые и таможенные сборы, растаможку и взносы за импорт оплачивает покупатель. Риски за утерю или повреждение груза полностью несет покупатель.

CIP (Carriage and Insurance Paid to) – Фрахт/перевозка и страхование оплачены до

Условия доставки практически схожи с CPT. Есть всего одно отличие: расходы за страхование груза, ложатся на плечи продавца.

DAT (Delivered At Terminal) — Поставка на терминале

Условия поставки груза, при которых поставщик несет расходы за транспортировку до терминала, оплачивает экспортные расходы и страховые взносы. Покупатель оплачивает таможенные расходы, и оставшуюся часть суммы за транспортировку. Терминалом в данном контексте может являться любое место, указанное в договоре (причал, железнодорожная станция, взлетная полоса)

DAP (Delivered At Point) — Поставка в пункте

Доставка до таможенного терминала, на территории покупателя. Импортные пошлины и налоговые расходы ложатся на покупателя.

DDP (Delivered Duty Paid) — Поставка с оплатой пошлины

На более понятном языке, доставка «из двери в дверь». Продавец несет все расходы связанные с доставкой. Все риски за сохранность и таможенные расходы тоже ложатся на продавца. Ответственность продавца заканчивается в тот момент, когда покупатель получает товар у себя «дома».

Структура кода

Кодировка Инкотермс, строится из трехбуквенного кода, состоящей из одной из четырех букв, Первая буква как раз и определяет обязательства распределенные между продавцом и покупателем.

Первая буква кодировки с расшифровкой:

  • E (departure) — отгрузка. Ответственность с продавца снимается в момент отправки.
  • F (main carriage unpaid) — основная перевозка не оплачена. Ответственность от продавца к покупателю, переходит на терминале доставки.
  • С (main carriage paid) — основная перевозка оплачена. Оплата перевозки полностью ложиться на продавца. Ответственность за товар, продавец несет до момента доставки груза до терминала.
  • D (arrival) — прибытие. Продавец несет ответственность за груз, до момента получения товара покупателем

Стоит еще упомянуть, что правила Инкотермс ежегодно пересматриваются, международной торговой палатой, которая регулярно вносит коррективы в условия поставок и распределение ответственности и правам между продавцом и покупателем. Поэтому я не видел смысла глубоко расшифровывать каждый код, а дал только тезисные понятия. При совершении сделок, изучайте правило Инкотермс текущего года и внимательно читайте условия договора.

С ув. Богдан Терзи

Рекламная компания Fmillidius