Истории о технике: Кубинские ЗИЛ-4331.

27 August 2019

Истории о технике: Кубинские ЗИЛ-4331.

Республика Куба долгие годы являлась объектом для массового экспорта советских автомобилей. До сих пор по дорогам Острова Свободы ездят отечественные машины, зачастую многократно переделанные, но всегда узнаваемые. В их числе довольно много и ЗИЛов, в основном "стотридцаток".

А когда во второй половине 80-х годов на заводе Лихачева в общем осуществили переход к новой модели - ЗИЛ-4331, то естественно встал вопрос об экспортных поставках новинки, в том числе и на Кубу. Да и сами кубинцы были заинтересованы в дизельных грузовиках.

По итогам переговоров было решено отправить за океан два ЗИЛ-4331 для проведения испытаний с учетом кубинской специфики эксплуатации. Вместе с грузовиками на Кубу направлялись и автозаводцы-испытатели. В конце февраля 1989 года они самолетом прибыли в Гавану.А автомобили пришли морем. Так начались эксплуатационные испытания двух 4331 на дорогах общего пользования Республики Куба.

Была запланирована работа в составе автопоезда с прицепом ГКБ-8350 (полная масса автопоезда 23,5 т.), в том числе и преодоление подъемов крутизной до 18%, преодоление подъема в 28% автомобилем без прицепа, проверка топливной экономичности, скоростные и тормозные испытания, а так-же ряд других проверок. В итоге объем пробеговых испытаний должен был составить 20 000 км и растянуться на пол года.

В общем, как для зиловцев, так и для их автомобилей, заявленная программа испытаний не являлась чем-то сверхъестественным, но кубинцы не смогли обеспечить регулярного снабжения топливом, были и другие проблемы. К сожалению, не обошлось и без аварий - при опасном встречном разъезде с автомобилем IFA, водителю автопоезда, груженого балластом, пришлось прижаться к обочине. Прицеп скатился в кювет, перевернулся сам и положил тягач на бок. Люди не пострадали, а новую кабину, в замен помятой, пришлось запросить на заводе и ждать ее доставку морем.

По завершении срока испытаний кубинская сторона осталась в общем довольна представленными дизельными автомобилями, но экспортные поставки ЗИЛ-4331 так и не начались - помешал развал СССР...

И в завершение - еще один факт из истории тех двух кубинских ЗИЛ-4331. В том же 89 году в Гавану прилетел заводской фотограф Ю. А. Ерин, сделавший ряд замечательных снимков ЗИЛов на фоне непривычных пейзажей Острова Свободы. Одно из этих фото Вы видите в этой заметке, а еще два были напечатаны на карманных календариках, и на этой неделе Вы их тоже увидите!

Истории о технике: Кубинские ЗИЛ-4331.