Конечно же не на ЗИЛе, а на тогдашнем АМО, Владимир Ильич побывал 28 июня 1918 года и выступил с речью перед рабочими в кузовном корпусе. Это здание, более известное под названием "ДОЦ" - деревообрабатывающий цех, располагалось на месте, где в 80-х годах построили Новый Кузовной Корпус.
Именно напротив ДОЦа, на газоне Центральной аллеи, в начале 50-х поставили главный заводской памятник Ленину. Этот факт из ЗИЛовской истории до недавнего времени был забыт: монумент простоял очень недолго, в воспоминаниях ветеранов был обделен вниманием и стало о нем известно совсем недавно благодаря случайно сохранившимся фотографиям.
С исторической точки зрения Ильич располагался верно - за спиной ДОЦ, но эстетически место было выбрано спорно: асимметрично и под углом к аллее. Да и очень скромно смотрелся бетонный Ленин!
В 1956 году скульпторы А. Стемиковский, Ю. Поммер и архитектор С. Муравьев создали памятник, более подходивший для огромного автозавода.
Восьмиметровую конструкцию расположили по центру пешеходной зоны аллеи и сместили примерно на 50-70 метров в глубь завода относительно старого памятника. В итоге бронзовый Ильич на каменном постаменте стал одним из символов ЗИЛа и, вопреки всему, выжил во время сноса цехов, но не без потерь: пострадал постамент.
Еще для сохранения памяти о посещении завода Владимиром Ильичом была установлена мемориальная доска на стене старого здания заводоуправления. Хотя Ленин в нем не был - в 18 году контора была не достроена, но само здание потенциально «Ленина видело» и фасадом выходило на Автозаводскую улицу. По этому доска была доступна всем людям, а не только работникам и гостям ЗИЛа.
С эта доска, кстати, тоже не первая. Изначально она была мраморной с накладным ленинским профилем и ошибкой в датировке. Ее сменила гранитная с более крупным гравированным профилем и исправленной датой. Именно эта доска дожила до наших дней, но не без изменений: исчезли боковые элементы с дубовыми ветвями и добавилась полка для цветов.
Кроме памятника на Центральной аллее существовали и «цеховые» скульптуры, такие, как эта, что до сих пор стоит в Инженерном корпусе. Но про них — в следующий раз.