Стоят в сторонке

22.06.2018

Рецензия на новый фильм «Восемь подруг Оушена» с Сандрой Баллок и Энн Хэтэуэй

Справедливость, конечно, рано или поздно должна была восторжествовать. Невозможно было бесконечно мириться с тем, что успешный режиссер Стивен Содерберг снял успешное кино с успешными актерами про предельно успешных мужчин. Во всех трех «Друзьях Оушена» женщинам полагалось пусть и не унизительное, но уж точно не решающее место. Пришло время отомстить за Джулию Робертс и Кэтрин Зета-Джонс. Режиссер Гэри Росс встал у руля проекта Ocean's Eight, призванного показать миру, что в той же самой вымышленной вселенной есть те, кто коня на скаку остановить, конечно, может, но не станет — есть дела и поважнее. В фильме много известных актрис, перекинуты мостики к киносериалу Содерберга, а мужчины выполняют главным образом функцию мебели. И в нем нет никакого смысла.

Отметим, что всей этой истории про друзей и их приятелей в российском прокате катастрофически не везет с адаптациями. Сначала переводчики не могли посчитать, что 11 — это как раз вместе с главным героем, как и следовало из оригинального названия, а дальше пришлось действовать по инерции. Теперь вот бойкие девицы, сплотившиеся вокруг младшей сестры Дэнни Оушена, почему-то стали подругами именно ему. И это при том, что по сюжету он, как бы это сказать, немного мертв. Но это, конечно, не главная беда проекта. Замысел был шикарен: трилогия Содерберга хорошо проявила себя в коммерческом смысле, оставалось только использовать готовый рецепт и радоваться успехам. «Восемь подруг» задумывались как спин-офф, то есть ответвление, а не ремейк. Это позволяло вовсю использовать камео и прочие намеки на хорошо известную историю о талантливом и обаятельном аферисте Дэнни и его друзьях. Но борьба за права женщин — задача куда более важная, поэтому при окончательном монтаже из фильма вырезали все сцены с Мэттом Деймоном. Его герой Лайнус должен был активно взаимодействовать с девчатами, заодно привлекая дополнительного зрителя, но актер чего-то там не так сказал про Харви Вайнштейна, а потому персонаж был обречен. Эллиот Гулд, приглашенный в качестве замены, выглядит в фильме абсолютно беспомощно. У пенсионера Рубена в «Друзьях Оушена» была куда менее значимая позиция, да и здесь ему доверили только выйти из-за угла старческой походкой и произнести бессмысленный монолог про самодостаточность любого хорошего плана.

Кино несет комедийный характер, но удачный сосредоточен главным образом вокруг героини Бонэм Картер. Все остальное не особенно-то веселит. 

В общем, девушки пошли в бой самостоятельно. Для начала Гэри Росс схватился за кальку, показав, как Дебби Оушен в исполнении Сандры Буллок пускает слезу перед комиссией по досрочному освобождению, а выходит на волю с острым желанием совершить новое, масштабное преступление. Правда, вместо этого героиня обкрадывает косметический бутик и дурит персонал отеля, чтобы полежать на мягкой кроватке. На периферии страдает без дела героиня Кейт Бланшетт, которая тут за Брэда Питта. Немного поломавшись при встрече с Дебби, она решает, что много миллионов долларов — это все-таки хорошо. Сестричка Оушен выкладывает карты на стол: все пять лет в тюрьме она обдумывала план ограбления выставки ювелирных украшений и в итоге предусмотрела все до мелочей. Объяснить это можно разве что наличием у заключенной доступа к интернету — мероприятие проводят регулярно, но с разными темами, экспонатами, организационными моментами. Собственно, наличие вышеупомянутого плана опровергает весь дальнейший сюжет.

Ловким девицам приходится действовать исключительно по обстоятельствам. а в концовке вообще оказывается, что было все совсем не так. Никаких многочисленных подруг у главной героини, что характерно, нет. Вместе с напарницей они набирают команду из малознакомых и вовсе незнакомых потенциальных преступниц. Среди них — модельер Роуз в исполнении Хелены Бонэм Картер, и она становится единственным лучом света в этом царстве феминизма, потому как полностью опровергает главную идею. Список пополняется Рианной, Сарой Полсон и несколькими гораздо менее знаменитыми, но зато представляющими всю палитру американской многонациональности персонами.

Дальше все по канону. Аферистки играючи устраиваются во все нужные им рабочие коллективы, заводят необходимые знакомства, копируют данные и взламывают кибер-защиты. У них нет денег на метро, питаться приходится уличным фастфудом. Зато полно ультрасовременных технических ресурсов и платьиц для светских раутов. Единственное, чего остро не хватает сюжету — это общий враг, которым в первом фильме Содерберга являлся циничный и алчный владелец казино Терри Бенедикт. Росс это понимает, но речь идет о «женской версии», поэтому подругам приходится всем вместе возненавидеть бывшего парня Дебби. Эквивалент, конечно, хлипкий, и к тому же непонятно, почему ради мести гнусному альфа-самцу должны пострадать (причем очень ощутимо) совершенно непричастные к истории несчастной любви люди.

Грабить девушки намерены вовсе не объект своей неприязни. Подготовка идет не менее неспешно, чем у друзей Оушена, но на этот раз наблюдать за ней предельно скучно. Зато можно послушать про Бэнкси и русских хакеров, а в итоге насладиться появлением в роли самих себя таких медиаличностей, как Ким Кардашьян, Адриана Лима, Кэти Холмс и Мария Шарапова. Кино, конечно, несет комедийный характер — по-другому и быть не могло, — но удачный сосредоточен главным образом вокруг героини Бонэм Картер. Все остальное, включая нарочитую тупость звезды, которую сыграла Энн Хэтэуэй, не особенно-то веселит. Приходится терпеливо наблюдать, как вчерашние уголовницы, уличные мошенницы и работницы низшего звена используют свою голливудскую внешность, чтобы одурачить всех, кого только необходимо одурачить. У главной героини есть особенное оружие: стоит ей изменить цвет волос, как девушка становится неузнаваемой даже для тех, с кем когда-то делила постель.

Как мы все прекрасно понимаем, план будет воплощен в жизнь, невзирая на обязательные мелкие неурядицы, бывший пожалеет обо всем, а проблемы бедности в отдельно взять женской компании решатся раз и навсегда. Надо полагать, что произведения ювелирного искусства, имеющие в том числе и историческое значение, героиня Кейт Бланшетт продала знакомому скупщику краденого на каком-нибудь вещевом рынке. Это неудивительно. Расследованием преступления занимается один несчастный страховой агент, который к тому же склонен идти на поводу у подозреваемых — немудрено, ведь они неотразимы. В финале подружки хором намекнут на продолжение. Правда, его судьба зависит от кассовых сборов, а они пока сильно не дотягивают до успехов «мужской версии». Производственный бюджет в 70 миллионов долларов превзойти удалось, однако темпы в США падают, а иностранный прокат — это немного другая песня. С другой стороны, можно уже в следующем году отснять материал сразу на два-три фильма, потому как ничего высокозатратного, кроме участия нескольких актрис, в таком кино не наблюдается. Здесь ничего не взрывается, никто не гоняется друг за другом на дорогих автомобилях, выводя их из строя, оружие есть разве что у тупиц-охранников, и они не умеют им пользоваться. Секрет жанра «большая афера» кроется в другом, его магия работает только при наличии крепкой связки между харизмой персонажей и качеством сюжета. А копировать все подряд, включая знаменитый проход все той же Зета-Джонс сквозь лучи сигнализации в «Западне» — это, мягко говоря, не самый впечатляющий способ добраться до зрительских карманов.

Сочувствие к персонажам «Восьми подруг» испытывать сложно. Да и уровень рассказчика не очень тянет на полный метр — следить за событиями того же британского телесериала «Виртуозы» было гораздо интереснее. 

Да и звучащий оглушительнее всех прочих посыл про «мужик с возу» только раздражает зрителя, как бы он ко всему этому не относился в жизни — громкость можно было бы и убавить. Героини отважно отказываются от мужского плеча за редчайшими исключениями, продиктованными либо вопросами профессионального толка, либо обстоятельствами вроде «симпатичный парень в социальной сети». Сочувствие к персонажам «Восьми подруг» испытывать сложно. Во-первых, у них с самого начала все прекрасно. Во-вторых, они только и делают, что издеваются над ни в чем не провинившимися людьми. Да и уровень рассказчика не очень тянет на полный метр — следить за событиями того же британского телесериала «Виртуозы» было гораздо интереснее. Зрителю приходится полтора часа наблюдать за нарезкой стереотипов жанра (вот стащили бейдж, вот прикинулись знаменитостью, вот нахимичили с камерами слежения), чтобы в конце убедиться, что преступность — это в целом хорошо и весело, да еще и приносит солидный доход. Во время съемок картины ни одна ее героиня не пострадала, за исключением разве что одного желудочного расстройства. Это, конечно, плохо отвечает поставленным целям, но по-человечески радует. Жаль, что в памяти останутся только талант Бонэм Картер да эпизод, в котором героиня Баллок ругается по-немецки. Содербергу удалось немного больше.