Выбираем подержанную «первую» Mazda 3

Текст: Сергей Удачин, Фото: Mazda

Mazda 3 первого поколения, официально вышедшая на российский рынок вместе с открытием представительства марки в нашей стране, можно сказать, культовая модель. Это пример классной молодёжной машины середины и второй половины двухтысячных, образчик японского стиля и спортивности. С момента появления в салонах официальных дилеров она стала самой продаваемой моделью «Мазды» на долгие годы. Вплоть до вхождения в моду небольших кроссоверов и запуска в пику ей нового бестселлера Mazda - паркетника CX-5.

Более ста тысяч хэтчбеков и седанов Mazda 3, включая свыше тысячи «заряженных» MPS-версий, с тех пор прошли через многие сотни тысяч рук российских автолюбителей. Эта модель, также получившая у её владельцев и владелиц прозвище «матрёшка», неоднократно возглавляла список самых угоняемых автомобилей в Москве и числилась в шорт-листах российских криминальных сводок. А сколько таких машин было похищено, разобрано и продано на запчасти! И тем не менее «матрёшка» по-прежнему любима фанатами марки за лаконичную внешность, отличную управляемость и динамичность. А теперь ещё и за доступность.

Концепт-кар 2003 года Mazda MX Sportif.
Концепт-кар 2003 года Mazda MX Sportif.

Из истории

Cеданы и хэтчбеки Mazda 3 первого поколения (под индексом BK) в линейке японского автопроизводителя пришли на смену компактной Mazda Familia (она же 323 и Protegé на экспортных рынках). Новинка поступила в продажу у себя на родине в Японии в октябре 2003 года как Mazda Axela. Её появлению предшествовал дебют концепт-кара MX Sportif. Это случилось в том же году на мотор-шоу в Женеве. Прототип будущей спортивной модели гольф-класса внешне напоминал старшую Mazda 6, с похожей светотехникой и радиаторной решёткой. Сначала мир увидел Mazda 3 с кузовом хэтчбек, а следом и седан.

Концепт-кар 2003 года Mazda MX Sportif.
Концепт-кар 2003 года Mazda MX Sportif.

Свою новую модель «гольф-класса», как и её второе поколение, Mazda построила на платформе Ford Global C1, которая также легла в основу Ford Focus и шведского седана Volvo S40. В России Mazda 3 оснащалась рядными бензиновыми четвёрками: 1.6 и 2.0. В 2006 году она также вышла в спортивном исполнении MPS с мощным турбомотором 2.3. С этого же года японцы стали регулярно и понемногу совершенствовать модель. Сначала для ряда рынков модифицировали один из силовых агрегатов и сократили число цветов кузова. Из палитры исключили Canary Yellow и Lava Orange Mica.

Интерьер концепт-кара 2003 года Mazda MX Sportif.
Интерьер концепт-кара 2003 года Mazda MX Sportif.

В 2007-м модели слегка скорректировали внешность, подправив противотуманки, радиаторную решётку и форму нижнего воздухозаборника в переднем бампере. Также добавили светодиодные стоп-сигналы, колёсные диски нового дизайна и несколько новых цветов кузова: Phantom Blue, Copper Red metallic, Aurora Blue и Dark Cherry. А серый Titanium Gray заменили более тёмным Galaxy Gray. Японцы слегка омолодили интерьер новыми цветами отделки, перенастроили подвеску и добавили шумоизоляцию на крыше и капоте. Также в 2007 году в Китае было запущено лицензионное производство копии «матрёшки» под именем Haima 3.

Она оснащалась бензиновым мотором 1.6 в паре с 5-ступенчатой механикой или вариатором. Эта машина выпускалась вплоть до 2012 года и некоторое время даже продавалась официально в России. В 2008 году модели только лишь меняли комплектации на ряде экспортных рынков. А в ноябре её уже сняли с производства. Тем не менее, продававшиеся ещё несколько месяцев в начале 2009 года автомобили получили лёгкие косметические улучшения вроде чёрных накладок на заднем бампере, хрома на дверных ручках, иного спойлера на крыше и новых опциональных дисков.

«Вторичка»

Две трети продаваемых на сегодняшний день в интернете Mazda 3 первого поколения – седаны (61%). Хэтчбеков, включая «заряженные» MPS, соответственно, почти треть (39%). Механическая коробка передач (58%) встречается на подержанных «первых» Mazda 3 чуть чаще, чем автоматическая (42%). Самый распространённый двигатель на этой модели – младшая атмосферная бензиновая «четвёрка» 1.6 (69%), машин с более мощным 2-литровым мотором значительно меньше (27%). А хот-хэтчи Mazda 3 MPS с турбомотором 2.3 придётся поискать (3%). Ещё реже попадаются у нас машины с атмосферником 2.3 (1%) с японского и других зарубежных рынков. А продававшихся в Европе дизельных «матрёшек», в частном порядке ввезённых в Россию, единицы. То есть на уровне погрешности в долю процента.

Кузов

«Первая» Mazda 3 уступает своей преемнице с индексом BL по качеству окраски кузова, да и возраст берёт своё. Поэтому многочисленные сколы, вмятины и коррозия на таких автомобилях, к сожалению, встречаются часто. Особенно на дорестайлинговых. На самых запущенных экземплярах в первую очередь ржавеют арки крыльев, а также пороги и низ дверей. У хэтчбеков в зоне поражения «рыжей чумой» также находится крышка багажника. Новая под покраску стоит 61 000 рублей. Новые двери – по 47 500 рублей за передние и по 45 300 рублей за задние. Зачастую проще подобрать на разборке уже покрашенные в цвет вашего автомобиля.

Коррозия может скрываться и в невидимых на первый взгляд зонах: ржавеет пол в салоне и ниша запаски под багажником. А у плохо отремонтированных после аварии экземпляров заржаветь может вообще всё что угодно из металла. К остальным «болячкам» кузова этого поколения модели следует отнести недолго живущие противотуманки по 3300 рублей. Они часто лопаются из-за перепадов температуры. Например, от холодных брызг из луж на разогретую фару. А ещё у этой модели довольно слабые крепления бамперов. Они могут ломаться даже от небольших контактов, например, с сугробом на парковке.

Двигатели

На «матрёшки» первого поколения, продававшиеся официально в России, ставились те же моторы, что и на вышедшую следом Mazda 3 BL. Это были рядные бензиновые «четвёрки» серии MZR с приводом ГРМ цепью: атмосферные 1.6 (105 л.с.) и 2.0 (150 л.с.), а ещё наддувная 2.3 (260 л.с.) на хот-хэтче MPS. Последняя также стояла под капотом Mazda 6 MPS и кроссовера CX-7, вышедших в том же 2006 году, что и «заряженная» Mazda 3. Безнаддувные двигатели схожи по конструкции и обладают солидным запасом прочности. До капитального ремонта они зачастую ходят не меньше 300 000 км.

Ближе к 200 000 км обоим атмосферным силовым агрегатам Mazda 3 нужно обновить цепь ГРМ от 2900 рублей. К 100 000 км скорее всего им придётся заменить подушки двигателя по 4000-5000 рублей и расходомер воздуха за 3200 рублей, а на 150 000 км - прокладку клапанной крышки за 2300 рублей. У обоих моторов нужно следить за уровнем масла. Оно угорает в процессе работы и может просачиваться через сальники, прокладки и уплотнители. У двигателя 2.0 бывают проблемы с впускным коллектором за 29 700 рублей. В основном из-за того, что он пластиковый и может коробиться от температуры и не обеспечить должной герметичности.

«Турбочетвёрка» на Mazda 3 MPS менее надёжна. Впрочем, это вряд ли кого-то удивит. Из-за более высоких нагрузок её поршневая и ГРМ вряд ли отходят больше 200 000 км, цепь ГРМ за 3800 рублей может растянуться ещё до 100 000 км. У наддувного мотора, привередливого к качеству топлива, и так найдётся достаточно поводов для сбоев в работе на этом пробеге. Например, загрязнение форсунок впрыска по 4000 рублей или поломка бензонасоса за 7800 рулей. Так ещё и недолговечная турбина почти за 120 000 рублей служит примерно от 50 000 до 100 000 км в зависимости от тяжести условий эксплуатации машины.

Автомат в приоритете

Спортивный характер «матрёшки» как с наддувным мотором, так и с атмосферниками, подначивает владельцев этой модели стартовать резвее и ехать быстрее других участников движения. В результате коробки передач подвергаются повышенному износу. Причём механические - 5-ступенчатая в паре с двигателями 1.6 и 2.0 и 6-ступенчатая с 2.3 – в большей степени, чем 4- и 5-диапазонные автоматы. Водителям с агрессивным стилем езды чаще приходится менять сцепление за 14 700 рублей, а ещё у МКП со временем «умирают» синхронизаторы 3 и 4 передач по 7200 рублей.

Старый добрый 4-диапазонный автомат «матрёшки» FN4A-EL вполне надёжен, как и на «Фокусе» второго поколения. Он считается необслуживаемым, но из-за износа фрикционов его гидроблок может загрязняться. Поэтому во избежание рывков коробки при разгоне менять масло в ней стоит через 60 000 км. Или сразу же при появлении этих симптомов. Та же история и с модифицированной 5-ступенчатой версией автомата - FS5A-EL, устанавливаемой в паре с мотором 2.0. У неё те же слабые места. А ещё у обеих АКП может не хватать давления масла из-за износа посадочного места на задней крышке. Характерный признак такой проблемы - это «пинки» коробки при включениях чётных скоростей.

Остальное

Среди слабых мест «первой» Mazda 3 есть связанные с электрикой. Например, недолговечные генераторы от 7800 рублей и датчики температуры двигателя. Иногда проблемы бывают с лямбда-зондами за 6000 рублей и катушками зажигания по 6000 рублей. Если в передней части салона понравившейся машины пахнет сыростью, а под ковролином скопилась влага, то возможно требует прочистки засорившийся дренаж климатической системы. Или же недавно этой Mazda 3 меняли лобовое стекло и вклеили его некачественно, не обеспечив герметичность в нижней части.

Внешность и «зрение» машины могут также подпортить мутнеющие и трескающиеся со временем, а также иногда потеющие фары по 13 000 рублей и задние фонари по 22 800 рублей. После тест-драйва проверьте стояночный тормоз. Он часто выходит из строя у любителей эффектных заносов кормы и дрифта даже на переднем приводе. Кстати, тормозные колодки от 1000 рублей у «матрёшки» ходят порядка 30 000 км, а тормозные диски за 4850 рублей могут прослужить до 80 000 км. Жестковатая подвеска этой модели не безгрешна.

Рычаги подвесок, амортизаторы от 5000 рублей, а также шаровые опоры по 800 рублей выхаживают немногим больше 50 000 км. А вот втулки и стойки стабилизатора поперечной устойчивости по 400 рублей и 1500 рублей соответственно придётся менять на меньшем пробеге. У «матрёшки» с большими колёсами и низкопрофильной резиной меньше живут ступичные подшипники по 2400 рублей. Зачастую не больше шаровых опор. А ещё страдает рулевая рейка от 15 000 рублей. О желании уйти на покой она сообщит характерными стуками.

Почём?

Цены на подержанные «матрёшки» начинаются со 180 000 рублей. За эти деньги предлагаются первые привезённые к нам 13 лет назад машины с пробегом в районе 200 000 км и более. А значит с характерными для старых автомобилей проблемами, начиная с неисправных коробок, моторов, электрики, и заканчивая следами от ДТП или плохих ремонтов, а также ржавыми порогами и крыльями. Причём цены в этом случае не зависят ни от типа кузова, ни от силового агрегата.

Обновлённые Mazda 3 BK 2006 года выпуска и моложе можно найти от 250 000 рублей. Состояние у них получше, а пробег меньше как минимум на 50 000 км. За самые последние экземпляры 2008 года с пробегом до 70 000 км холившие и лелеявшие их хозяева просят до 480 000 рублей, утверждая, что одометр таких машин не скручен. Хот-хэтчи MPS в зависимости от состояния стоят на вторичном рынке от 300 000 до 550 000 рублей. Причём все они, как правило, 2007-2008 годов выпуска и с похожим пробегом в районе 150 000 км.

Наш выбор

Mazda 3 первого поколения – отличный образчик старой школы хэтчбеков из середины и конца двухтысячных. Она классная, шустрая и спортивная. У таких машин с пробегом на удивление надёжные и долговечные атмосферные бензиновые силовые агрегаты 1.6 и 2.0. По мнению редакции Am.ru, идеальный вариант – любой из них в тандеме с автоматом. А вот с кузовом из-за возраста самой модели, горячего норова и порой неопытности молодёжи, покупающей такие «матрёшки», у «японки» не всё так хорошо, как хотелось бы.

Найти сейчас в России на вторичном рынке не битую Mazda 3 BK без следов ржавчины и криминального прошлого - та ещё задачка! Но такие машины всё же есть в продаже. По крайней мере подыскать в Сети выглядящую прилично, ухоженную рестайлинговую «матрёшку» последних лет выпуска (2007-2009 года) с 1-2 владельцами в ПТС и пробегом до 100 000 км, как ни странно, вполне реально. Такие хэтчи и седаны что с младшим 105-сильным двигателем, что со 150-сильным стоят порядка 350 000 – 400 000 рублей. Однако если бюджет позволяет купить машину за 500 000 рублей, имеет смысл посмотреть более надёжные и свежие автомобили следующего поколения с индексом BL.