Выбираем подержанный Ford Focus II

Текст: Сергей Удачин; Фото: Ford

Бестселлер прошлых лет

Довольно популярный 3-5 лет назад Ford Focus, регулярно дорожая, постепенно выпал из списка самых продаваемых в России автомобилей. Модель, стабильно находившаяся в десятке, а то и в пятёрке лидеров списка желанных новых иномарок в нашей стране, в 2014 году еле удержалась в Топ-25 бестселлеров рынка (по данным АЕБ), заняв лишь 23 строчку. А в 2015 году и вовсе оказалась за бортом шорт-листа, уступив позиции более популярным бюджетникам.

Тем не менее, сейчас модель всё ещё востребована, но уже на другом рынке – вторичном. Здесь Ford Focus – по-прежнему любимая и желанная многими машина. Особой популярностью отличается её второе поколение, появившееся в продаже в России в 2005 году. Попробуем разобраться, почему это так. А ещё расскажем, как приобрести беспроблемный Focus II, чтобы ничто не омрачало эксплуатацию этого автомобиля даже в возрасте.

Предыстория

Модель гольф-класса Focus была разработана инженерами и дизайнерами европейского подразделения Ford, базирующегося в Кёльне. Её первое поколение с ярким дизайном и широким выбором силовых агрегатов выпускалось с 1998 года. Помимо Германии, Тайваня, Мексики, Испании и других стран, модель также собирали и в России – на заводе компании во Всеволожске, что под Санкт-Петербургом.

Второе поколение «Фокуса», как и остальные его генерации, выпускавшееся в том числе и под Питером, дебютировало в Париже в 2004 году. Тогда же модель вышла и на наш рынок. Это был более консервативный по дизайну и более крупный по размерам автомобиль, нежели предшественник. К тому же с новым поколением модель получила ещё один новый кузов – купе-кабриолет. При этом, как и прежде были доступны трёх- и пятидверный хэтчбеки, седан и универсал.

Ford Focus, по-прежнему предлагавшийся с широким перечнем двигателей и трансмиссий, претерпел лёгкие косметические изменения в 2007 году. У него появилась новая радиаторная решётка, другая светотехника, в салоне стало больше мягкого пластика, а бледную зелёную подсветку заменила модная красная. Продажи обновлённого «Фокуса» стартовали в России в 2008 году.

В нашей стране «второй» Focus официально продавался с шестью вариантами двигателей. Из них пять бензиновых: 1.4 (80 л.с.), 1.6 (100 л.с.), 1.6 (115 л.с.), 1.8 (125 л.с.) и 2.0 (145 л.с.). И один дизель – 1.8 (115 л.с.). Все они агрегатировались с пятиступенчатой «механикой», а менее мощный 100-сильный бензиновый 1.6 и топовый 2.0 ещё и с хорошо знакомым по прошлому поколению модели четырёхдиапазонным «автоматом».

Выбор большинства

Изучив объявления о продаже подержанных Ford Focus II в Интернете, мы выяснили с какими типами кузовов, с какими двигателями и трансмиссиями машины шире всего представлены на вторичном рынке на сегодняшний день. Оказалось, что сейчас в продаже чаще всего встречаются седаны (46%) и пятидверные хэтчбеки (36%), а универсалов (9%) и трёхдверных хэтчей (8,8%) – почти поровну. Купе-кабриолетов в продаже считанные единицы (0,2%).

Что касается двигателей и трансмиссий, с которыми Ford Focus II доступен в продаже на вторичном рынке, то в абсолютном большинстве – это машины с «механикой». Почти 80% подержанных «вторых» Ford Focus оснащены МКП и лишь чуть больше 20% – АКП. Среди бензиновых «Фокусов» лидируют машины с начальным 100-сильным двигателем 1.6 (37%). Второй по популярности силовой агрегат – 125-сильный 1.8 (24%). Третью строчку поделили топовый 2.0 (16%) и более способный 115-сильный 1.6 (15%). На машины с самым слабым мотором 1.4 и с дизелем приходится соответственно 6% и 2% предложений на вторичном рынке.

Количество и разнообразие вариантов подержанных «Фокусов» второго поколения в продаже на сегодняшний день весьма велико. А значит, каждый сможет найти по своим вкусам, потребностям и возможностям практически любую конфигурацию этой модели. Поэтому совершенно точно не стоит бросаться покупать первый понравившийся вариант. Лучше рассмотреть всё, что предлагается и, отбросив сомнительные или потенциально проблемные варианты, ехать на осмотр либо на диагностику машины в сервис.

О кузове

Кузов Ford Focus второго поколения оцинкован. Защитное цинковое покрытие нанесено на большую часть деталей, включая капот, двери, крышу и багажник. Помимо этого он покрыт грунтом катафорезным способом, часть днища и кузовные сопряжения защищены от коррозии слоем полиуретана. К тому же на пороги нанесён дополнительный грунт, а внутри они обработаны воском. Все эти меры позволяют производителю давать гарантию от сквозной коррозии на Focus 12 лет.

А значит при должном уходе за автомобилем, правильном хранении, регулярных мойках и при периодической обработке полиролью, у аккуратного водителя машина и через 10 лет будет смотреться достойно. А при отсутствии аварий и некачественных ремонтов в истории автомобиля, ржавчина на нём может не появиться вовсе. Поэтому от покупки и даже дальнейшего осмотра автомобиля с приличными очагами коррозии на крыльях, дверях или порогах лучше сразу отказаться.

Однако надо помнить, что хоть кузов «Фокуса» хорошо защищён, всё же и у него есть слабые места, на которых коррозия с возрастом всё же может появиться, как бы вы машину не защищали, и чем бы не обрабатывали. Это, во-первых, пороги, а, во-вторых, задние арки в местах соприкосновения защитного подкрылка и кузова, где краска и грунтовка могут стереться, оголив металл. Ещё антикоррозийная защита может дать слабину в месте соприкосновения заднего бампера с кузовными панелями. Там краска тоже может протереться, и тоже появится рыжий налёт.

При внешнем осмотре машины также следует обращать внимание на стыки кузовных панелей. Зазоры между ними должны быть одинаковыми и ровными. Если это не так, то, скорее всего, автомобиль был в ДТП, в результате чего могла пострадать геометрия кузова, которую не удалось восстановить в ходе ремонта. Или же ремонт был недостаточно качественным. Также на аварийное прошлое машины могут указать покрашенные в один цвет, но с разными оттенками детали кузова.

О двигателях

Поскольку двигатель – это одна из трёх (кузов, двигатель, трансмиссия) наиболее затратных частей автомобиля в плане ремонта, то при выборе подходящей модификации следует знать слабые места всех агрегатов. Да и сами моторы, с которыми могут возникнуть сложности, лучше даже не рассматривать, как потенциальные варианты для покупки, чтобы не тратить зря время и деньги.

Что надо знать о двигателях, выбирая подержанный Ford Focus II? Силовой агрегат должен работать ровно и без посторонних хрустящих, звенящих, урчащих звуков, а также без конвульсий и троения. Ни на каком двигателе независимо от типа и объёма не должно быть подтёков масла, а выхлоп бензиновых агрегатов не должен быть сизым, белым или чёрным.

Первый говорит об износе поршневой группы и, как следствие, подъедании масла. Второй – о требующей замены прокладке или микротрещинах в блоке цилиндров. Третий – о перенасыщенной смеси. Если в процессе осмотра что-то из этого обнаружилось – автомобиль не стоит брать даже со скидкой на ремонт. Выбор «Фокусов» настолько велик, что проще найти другую машину с нормальным исправным двигателем, чем везти в сервис и затем ждать починки этой.

При выборе Ford Focus II надо знать, что у двигателей 1.4 и 1.6 механизм ГРМ приводится ремнём стоимостью от 1 300 руб. Он работает тише, но требует замены чаще – раз в 120 тысяч км. У моторов объёмом 1.8 и 2.0 литра привод ГРМ более надёжный – цепной. Его здоровьем придётся интересоваться реже: раз в 200 – 250 тысяч км, если цепь не растянется раньше. При прочих равных предпочесть стоило бы один из последних. Однако менее проблемным, по опыту владельцев, всё же считается простейший 100-сильный мотор 1.6, доставшийся второму поколению в наследство от первого.

У 115-сильной модификации двигателя 1.6 Ti-VCT до обновления модели в 2007 году временами наблюдались проблемы с работой механизма изменения фаз газораспределения на впуске и выпуске из-за недостаточно надёжных муфт распредвалов. У двигателя 1.8 при разных прошивках электронного блока управления владельцы порой испытывают разные трудности в эксплуатации. Он может плохо заводиться, дёргаться при движении в натяг или слабо тянуть, будучи непрогретым.

Похожим образом могут проявляться проблемы с катушками зажигания, проводами свечей и блоком дроссельной заслонки у двигателя 2.0. Но при этом он всё же показывает себя надёжнее, чем 1.8. Довольно неплох по отзывам редкий у нас дизель. Но лишь при условии правильной эксплуатации и своевременного обслуживания, а также заправки хорошим дизтопливом. В этом случае не придётся менять ТНВД минимум за 58 000 руб. и клапан рециркуляции выхлопных газов (ERG) стоимостью от 38 000 руб.

Есть, однако, и общие проблемы, которые могут встречаться на всех двигателях этого поколения «Фокусов». Например, бензонасос чувствителен к чистоте топлива. Его стоимость составляет не менее 30 000 руб. А ещё выйти из строя могут каталитические нейтрализаторы выхлопных газов стоимостью от 42 000 руб. Вообще многих проблем с двигателем и связанных с ними трат можно избежать, своевременно меняя в нём масло, рабочие жидкости, и промывая радиатор охлаждения. На них, а также на состояние приводного ремня, стоящего порядка 2 000 руб., следует обратить внимание при осмотре.

О КПП

В основной своей массе коробки передач «второго» Ford Focus довольно надёжны. Не стоит бояться четырёхдиапазонного «автомата», который устанавливался также на прошлое поколение модели и, например, на соплатформенные «Мазды 3». Эти трансмиссии не обслуживаемые, то есть масло в них залито на весь срок службы и не требует замены. Выбирая машину с такой трансмиссией, обязательно совершите пробную поездку и проверьте работу коробки во всех режимах. У исправного «автомата» не должно быть в работе рывков, сильных задержек в переключениях, а также посторонних гулов и шумов.

Механических коробок, устанавливаемых на «Фокус», существует два типа. Один (IB5) – для менее мощных двигателей 1.4, 1.6 и 1.8. Он не так надёжен, как второй тип МКП (MTX75) для агрегата 2.0. У первого могут выходить из строя синхронизаторы первых двух передач и подшипник первичного вала (передний от 1 300 руб., задний около 3 200 руб.). Поэтому при выборе машины с такой трансмиссией следует уделить внимание проверке работы коробки на ходу. Все передачи должны включаться чётко, а переключение должно происходить одинаково без шумов и дополнительных усилий.

Остальное

Все слабые места второго поколения «Фокуса», коих не много, уже не так сложны и дороги в ремонте, поэтому выявление их у потенциально интересного автомобиля вряд ли должно стать поводом для отказа от машины. Скорее их можно использовать для «аргументированного торга у капота», чтобы снизить цену. Вот несколько советов, которые вам в этом помогут. У Focus II не самый удачный по конструкции механизм отпирания замка капота.

Притом, что его личинка, спрятанная за логотипом Ford в решётке радиатора, редко выходит из строя, телескопическая тяга из-за грязи в подкапотном пространстве время от времени заедает, не позволяя открыть капот. У седанов могут возникнуть проблемы и с отпиранием багажника. Жгут, внутри которого электрические провода проходят в крышку багажного отделения к электрозамку, не надёжен. Переламывающиеся провода обесточивают замок и не позволяют открыть багажник. Новая такая проводка для багажника седана стоит от 3 500 руб.

Ещё одна довольно частая «болячка» многих «Фокусов» – плохая герметичность некоторых узлов и элементов. Например, из-за этого у машин могут отказать плафоны освещения номерного знака (по 800 руб. за каждый), или перестанет работать кнопка открывания багажника (от 3 300 рублей). Всё это легко выявляется даже при беглом осмотре и может послужить поводом попросить скидку у продавца на приглянувшийся Focus.

Наш выбор

Учитывая специфику и надёжность силовых агрегатов «Фокуса», при выборе модели второго поколения стоит обратить внимание на обновлённые машины, выпущенные начиная с 2008 года. Меньше проблем сулят варианты, оснащённые бензиновыми двигателями 1.6 (100 л.с.) и топовым 2.0 (145 л.с.). Весьма надёжен в обоих случаях «автомат», а у двухлитровых версий – ещё и практически «неубиваемая» МКП. Вариант с «механикой» больше понравится тем, кто любит динамичную езду, а никуда не торопящимся водителям придётся по душе автоматическая коробка. Что же касается типа кузова, то с любым из вариантов Ford Focus одинаково хорош.