Магистратура по русской литературе

  На фото: Стажировка по программе «Русско-литовские культурные связи» в Литовском эдукологическом университете (Литва, Вильнюс)
На фото: Стажировка по программе «Русско-литовские культурные связи» в Литовском эдукологическом университете (Литва, Вильнюс)

Форма обучения – очная (предполагает все льготы, положенные студентам очного отделения).

Направление подготовки – Филология 45.04.01. Профиль: «Русская литература в контексте отечественной и мировой культуры»

Уровень образования – магистратура.

Цель программы: Программа имеет литературоведческую направленность. Она призвана подготовить специалистов в области изучения истории русской литературы XIX‑XX веков и сформировать у обучающихся профессиональные компетенции для методологически грамотного и актуального описания и интерпретации различного типа текстов и межтекстовых связей. Одной из центральных задач магистратуры является расширение представлений обучающихся о роли русской литературы в истории современной мировой культуры.

Руководитель программы – доктор филологических наук, профессор Беляева Ирина Анатольевна:belyaeva-i@mail.ru; +7 9104061598.

Описание программы: Магистерская программа предлагает системное изучение русской литературы XIX-XX веков, прежде всего ее ключевых классических текстов, которые определяют характер и особое качество национальных культурных кодов (литературоцентричных по преимуществу), что в настоящее время как никогда актуально. В центре магистерской программы оказывается изучение русской литературы через осмысление ее истоков и глубоких связей с европейской литературной традицией, а также понимание ее уникальных достижений, благодаря которым русская классика до сих пор является ориентиром для многих других культур и остается ценностным ядром русской жизни.

Целевая аудитория: магистерская программа ориентирована на широкий круг желающих читать, изучать и понимать русскую литературу в соответствии с современными исследовательскими стратегиями — на выпускников как гуманитарного (и собственно филологического), так негуманитарного профиля, для которых в структуре учебных курсов запланированы адаптационные занятия. Прежде всего магистерская программа обращена к учителю-словеснику, желающему повысить свою квалификацию и преподавать русскую литературу в современных условиях, грамотно и профессионально, без стереотипов и догм, соединяя педагогическую практику с исследовательским подходом.

Учебные курсы и преподаватели: Учебные курсы организованы по модульному принципу (занятия проходят в субботу (с 9.00) + еще один день в неделю (с 18.00). В учебном плане на основе межпредметных связей сформированы модули:

1) базовый«Проблемы и методы научного исследования» — включает курс «Современные проблемы филологии», «Методология и методы научного исследования в филологии» и др.

2) вариативные модули предполагают специализацию. Они объединяют теоретико-методологические и историко-литературные курсы, с учетом современных потребностей филологической практики: «История русской литературы в проблемном изучении», «Формы культурной памяти и современность: актуальные аспекты изучения и преподавания», «Русская литература в диалоге культур Запада и Востока: теоретико-методологические и историко-литературные аспекты изучения и преподавания», «Восприятие иной культуры в творчестве писателей и в читательском сознании: методологии научного описания и оценки», «Междисциплинарная подготовка в филологическом образовании». Все модули и входящие в них учебные курсы ориентируют обучающихся в современной научной и педагогической практике.

Обучение предполагает разные виды практик — учебно-исследовательскую, практику по получению профессиональных умений (педагогическую).

Научно-исследовательская работа ведется в течение двух лет обучения под руководством научного руководителя и завершается защитой выпускной квалификационной работы (ВКР).

Партнеры программы: Вроцлавский университет (Польша, Вроцлав).

Выпускники программы смогут работать в любой сфере общей филологической и гуманитарной практики, которая предполагает исследовательскую деятельность (научные институты и учреждения культуры) и преподавание русской литературы и культуры (школы, колледжи, вузы). На кафедре русской литературы есть возможность продолжить обучение в аспирантуре.

Вступительные испытания в магистратуру проводятся в три потока (июнь, июль, август – зачисление в августе), на специализацию «Русская литература в контексте отечественной и мировой культуры» по Блоку вопросов по Русской литературе (см. подробнее Программу вступительных испытаний на сайте МГПУ):

Блок вопросов по русской литературе:

  • Древнерусская литература: содержание понятия, специфика словесности XI—XVII вв., основные жанры и ключевые литературные памятники эпохи.
  • Русская литература XVIII в. как историко-литературный этап: основные художественные идеи, литературные направления, ключевые писательские имена.
  • Русская литература XIX в. и развитие романтизма. Романтизм как направление и эпоха романтизма. Лироэпические и лирические жанры в романтическую эпоху. Писатели эпохи романтизма.
  • Русская литература XIX в. и реалистические принципы в искусстве. Очерк, повесть и роман в эпоху реализма. Основные произведения (по выбору абитуриента).
  • Русская лирика XIX в.: жанры, трансформация художественных идей и форм, основные имена (по выбору абитуриента).
  • Русская драматургия XIX в. и развитие русского театра. Создание национального театра. Основные русские драматурги (характеристика одного из них по выбору абитуриента).
  • Русский роман XIX в. как явление русской культуры. Анализ одного из романных текстов (по выбору абитуриента).
  • Серебряный век в русской литературе. Общая характеристика периода. Основные тенденции в развитии литературы и писательские имена.
  • Периодизация литературного процесса XX–XXI вв.
  • Развитие русской поэзии в ХХ веке. Основные тенденции и писательские имена. Анализ творчества одного из поэтов (по выбору абитуриента).
  • Русская драматургия ХХ века. Анализ творчества одного из драматургов (по выбору абитуриента).
  • Основные тенденции развития русской прозы в ХХ веке. Анализ творчества одного из прозаиков (по выбору абитуриента).
  • «Новейшая литература», «современный литературный процесс»: определить смысл понятий, хронологические границы явления, раскрыть специфические особенности.
  • Периодика и книги, их значение в современном обществе.
  • Литература в современном обществе: актуальные проблемы чтения и понимания русской классики и новейшей словесности (ответ возможен в виде кейса).

Tags: Дневник писателяProject: Moloko