Из Москвы в Крым на машине по трассе М-4 "Дон" и не только
В сентябре прошлого года мы ездили на машине в Крым. Эта мечта была у нас давно и, наконец-то, удалось её осуществить. Перед началом поездки встал вопрос, сколько дней потратить на дорогу, где остановиться на ночлег. Мы решили ехать в два дня, с ночевкой в Ростове-на-Дону, а следующей - уже в Крыму, в Феодосии. Впрочем, в дороге эти планы претерпели существенную корректировку.
Я знаю людей, кто проезжает дорогу из Москвы до Крыма за один день. Это около 1600 км, 18-20 часов времени, с учетом пробок в Лосево и Павловске (пишут, что, вроде, уже построили объезд). Но лично я на такие автоподвиги не готова.
31 августа 2018 года в 8 часов утра мы стартовали из Москвы. В этот день нам предстояло проехать 1060 км до Ростова-на Дону. В машине - четыре человека, для сидящих сзади - не очень комфортно.
Логичнее было бы ночевать в Воронеже, благо, там масса достопримечательностей и много комфортабельных гостиниц. Но не хотелось тратить время, лучше туда приехать отдельно, на несколько дней.
При всей моей любви к Северу, трасса М-4 «Дон» намного интереснее скоростной М-11 «Москва — Санкт-Петербург».
Вокруг невероятные по красоте и размаху пейзажи: возвышенности и овраги, ленты рек, живописные перелески, старинные города и деревни.
На трассе М-4 «Дон» несколько платных участков, с каждым годом их становится всё больше и, увы, дороже. На одной из заправок «Лукойл» мы купили транспондер. С ним ездить по платным дорогам выгоднее. На трассе М-4 транспондер работал почти безупречно. Главное — медленно проезжать мимо сканирующего устройства, чтобы система сняла деньги со счета и открыла шлагбаум.
Миновали Московскую, Тульскую, Липецкую области.
В Воронежской области пошли сосновые леса, почти такие же, как по трассе Р-21 «Кола» в Ленинградской области. Мы даже пошутили, что дорога, наверное, сделала крюк, который мы не заметили.
А потом вновь потянулись бескрайние поля и кряжи на горизонте. До Ростова-на-Дону все еще было несколько сотен километров, а мы уже порядком устали от езды. Не столько физически, сколько морально.
Воронежская область знаменита своими меловыми горами. Они очень живописны.
В Лосево встали в пробку, которая тянулась до Павловска и дальше. В обход этих населенных пунктов строят дорогу. Когда достроят, будет, конечно, намного лучше. Но пока мы потеряли около двух часов (а может и больше) драгоценного времени. Поэтому многие стараются выезжать из дома так, чтобы проезжать это место ночью.
День ощутимо двигался к своему завершению. А мы все ехали, ехали. Граница Ростовской области, не говоря уже о самом Ростове-на-Дону, маячила где-то впереди.
Некоторые из тех, кто едет на юг, ночуют прямо в машинах. В целях безопасности обычно останавливаются у больших заправок или постов ДПС.
В Ростовскую область въехали в сумерках. Вскоре упала ночь. В Ростов-на-Дону приехали около 11 вечера, ближе к полуночи заселились в "Маринс парк отель".
Утром 1 сентября двинулись в путь. 1000 километров, пройденных накануне, несколько охладили наш пыл. Поэтому, чтобы не рвать когти, решили сделать промежуточную остановку на Азовском море, в Голубицкой, а вместо Феодосии сразу ехать Ялту.
Из Ростова-на-Дону в Голубицкую можно попасть несколькими путями. Один — по трассе М-4 «Дон» доехать до Кисляковской и там повернуть в сторону Каневской. Другой вариант (которым мы и воспользовались) — уйти в сторону Азова, а от него — на Староминскую. По расстоянию везде выходит около 400 км, но вторая дорога интереснее, как мне показалось. Кроме того, таким образом мы объезжали печально известный многим путешественникам пост ДПС в Цукеровой балке.
Проехали Темрюк, где были за несколько лет до этого.
Отдохнув в Голубицкой два дня (а мой взгляд, Азовское море идеально для купания), выдвинулись в сторону Ялты. На первый взгляд, 380 километров — это очень немного. Но пока не достроена трасса «Таврида» в Крыму, едешь с весьма небольшой скоростью. И, конечно, по дороге есть смысл посмотреть интересные достопримечательности.
Здесь много живописных холмов, бывших когда-то вулканами. Сохранились и грязевые вулканы. Кроме того, эти места насыщены археологическими памятниками.
Автодорожный подход к Крымскому мосту - великолепная дорога, четырехполосная, с отбойниками и освещением. Черт возьми, наши могут, когда захотят! Главное, чтобы почаще хотели.
Пейзаж поражает своей суровой красотой.
Справа вдоль дороги проложен железнодорожный ход, по которому в 2019 году пойдут поезда в Крым. Сейчас он заканчивается в Порт-Тамани.
Наконец, дорога приводит к Крымскому мосту — самому протяженному мосту в Европе и России. Своими размерами и видами, открывающимися с него, он производит невероятно сильное впечатление.
Наконец, мы в Крыму. Дальше наш путь лежал в Ялту, через Симферополь.
Более подробно о дороге из Москвы в Крым вы можете прочитать в статьях на моем сайте:
Трасса М-4 «Дон»: Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону