"Рогатый" общественный транспорт СССР, каким он был

27 August 2019
фото взято с https://yandex.com/collections/card/5b55992398870600871cfa37
фото взято с https://yandex.com/collections/card/5b55992398870600871cfa37

В процессе выбора идеального общественного транспорта для мегаполиса единодушное мнение экспертов отдается в пользу троллейбусов. В отличие от такси, автобусов они экологически чистые, не мешают проезду транспорта, проходу людей как рельсовые трамваи. А ведь у СССР была своя, довольно богатая история троллейбусов с ее взлетами и падениями.

фото взято с https://www.drive2.ru/b/502560377851085013/
фото взято с https://www.drive2.ru/b/502560377851085013/

Первые советские троллейбусы начали выходить на линию в конце 1933 года. Создавали их четыре предприятия; Ярославский автозавод (шасси), ЗиС (проектирование кузова), Динамо (электрическая начинка) и Сокольническое вагоноремонтное предприятие (окончательная сборка). И несмотря на это, троллейбусы ЛК (Лазарь Каганович) вышли далекими от совершенства, даже с учетом того, что это был "первый блин". Ступенька подъема возвышалась от пола на 80 см, дверь одна- единственная, была узкой, зимой в салоне было холодно, а летом жарко. Что, впрочем, не удивительно, ведь ЛК представлял собой раму, обитую деревом, покрытую сверху листами железа. Был вариант ЛК в трехосном варианте с пассажировместимостью в 70 человек. Но не эта модификация, ни последующие модернизации особо дело не улучшили.

Такими же проблемами, неудобным салоном, склонностью к поломкам, отличались троллейбусы Ярославского троллейбусного завода ЯТБ-1,2. Правда пол был ниже расположен, чем у ЛК, и задняя трансмиссия была не столь шумной, но поломки следовали за поломкой. За что и поплатился директор этого завода.

Интересны были эксперименты с двухэтажным транспортом. Для Москвы в 1938 году был специально закуплен двухэтажный, трехосный троллейбус на 100 мест из Великобритании, а затем все на том же Ярославском заводе, был создан его аналог ЯТБ-3. Но эти троллейбусы принесли больше хлопот, чем решили транспортную проблему. Прежде всего, забираться на второй этаж, особенно в час пик, было крайне трудно. У ЯТБ-3 к тому же на втором этаже стоящим пассажирам приходилось пригибать голову. Но главное, под такие троллейбусы надо было приподнимать линию электропередачи, а разворот на месте занимал много времени.

фото взято с https://ok.ru/group/55490112127139/topic/69427385002915
фото взято с https://ok.ru/group/55490112127139/topic/69427385002915


Первые массовые послевоенные троллейбусы начали выпускать на Тушинском заводе с применением дюралюминия под названием МТБ-82. Однако так как Тушинский завод был режимным предприятием, чтобы его не отвлекать на такие мелочи, как троллейбус в 1949 году производство перенесли в Энгельс, на ЗиУ (завод имени Урицкого). Главное достоинство МТБ-82 необычайная прочность, ремонтопригодность. К числу недостатков стоит отнести необходимость крайне осторожного переключения скоростей, высокий подъем, все те же узкие двери и продольная решетка пола, убивающая женскую обувь. Следующая модель ЗиУ, ТБУ-1 вышла более комфортабельной, но ненадежной. А вот ЗиУ-5, один из самых массовых троллейбусов СССР, пользовался заслуженной любовью у пассажиров, водителей и кондукторов. Ведь он был больше предшественников, а значит, прибыль кондуктора возросла. Но самый известный, массовый троллейбус тиражом более 42 000 был выпущен в 1971 году под индексом ЗиУ-9. Хоть внешним видом он, мягко говоря, не блистал, зато его массовость позволяла реализовывать его не только в страны соц. лагеря, но и в Латинскую Америку, Грецию, Финляндию. Особенно любили ЗиУ-9 женщины-водители, ведь впервые советский троллейбус оснастили гидроусилителем руля.

фото взято сhttp://www.gruzovikpress.ru/article/9463-sankt-peterburgskoy-trolleybusnoy-sisteme-ispolnilos-75-let-parad-retrotrolleybusov/
фото взято сhttp://www.gruzovikpress.ru/article/9463-sankt-peterburgskoy-trolleybusnoy-sisteme-ispolnilos-75-let-parad-retrotrolleybusov/

Подписывайтесь на наш канал.Делитесь публикаией ,ставьте лайк если было интересно.Спасибо.

Фото используемые в моих статях,взяты в открытом доступе. Если вы являетесь законным правообладателем данных изображений,прошу связаться со мной для решения вопроса.