Что стало с первосвященником Каифой после казни Христа

15 January 2020
230k full reads
4 min.
308k story viewsUnique page visitors
230k read the story to the endThat's 75% of the total page views
4 minutes — average reading time

Каифа (иногда это имя транслитерируют с иврита как Каиафа или Кайяфа) был первосвященником в Иудее в годы проповедей и казни Иисуса. Полное его имя — Иосиф бар-Каифа, кроме Евангелий он упоминается также в книге автора I в. н.э. Иосифа Флавия «Иудейские древности». Пост первосвященника он получил по протекции, женившись на дочери Анны, сына Сефа, бывшего первосвященником с 6 по 15 г. н.э., а после ставшего членом Синедриона (высшего религиозного учреждения в Иудее) и сохранившего своё влияние.

Каифа. Кадр из экранизации рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда», 1973 г.
Каифа. Кадр из экранизации рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда», 1973 г.

В 15 г. н.э. римским префектом в Иудее стал Валерий Грат. Сперва он утвердил на посту первосвященника Анну, через год сменил его на Исмаэля, сына Фабия, затем на Элизара, сына Ариана, потом на Симона, сын Камифы, и наконец, утвердил на этом посту Иосифа Каифу. Формально, Валерий Грат действовал абсолютно по закону, причём закону иудейскому. Первосвященники избирались сроком на год. Другое дело, что первосвященник мог переизбираться на следующий год, и так неограниченное число раз. Тот же Анна до Валерия Грата переизбирался 8 раз, ежегодно. Так что на самом деле римский префект просто менял первосвященников, чтобы в итоге оставить самого послушного и удобного для римских властей. Таким и стал Каифа, сохранявший свою должность всё правление не только Валерия Грата, но и его преемника Понтия Пилата.

Плита из Кесарии с фрагментом надписи «Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам». I в. н.э.
Плита из Кесарии с фрагментом надписи «Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам». I в. н.э.

Каифа сумел угодить не только Валерию и своему тестю Анне. На 12-м году его первосвященства префектом стал Понтий Пилат, жесткий и абсолютно недипломатичный, чьё наплевательское отношение к иудейским обычаям стало причиной нескольких мятежей. Каифа сумел найти с ним общий язык и всеми способами поддерживал его политику, какой бы она ни была. При этом он был, в современных терминах, топ-менеджером Храма в Иерусалиме, главной святыни для всех иудеев. Эта должность давала контроль над мощными финансовыми потоками, которые складывались из пожертвований прихожан, обязательных для каждого посетителя Храма покупок жертвенных животных, обмена римских и прочих «языческих» монет на иудейские и т.д.

Каифа. Кадр из фильма «Страсти христовы», 2004 г.
Каифа. Кадр из фильма «Страсти христовы», 2004 г.

Иудейская религиозная администрация во время первосвященства Каифы настолько срослась с коррумпированной римской властью, что после отстранения от поста Понтия Пилата его преемником Марцеллом в 36 г. н.э., Каифа также потерял свою должность. В общей сложности, он оставался первосвященником целых 18 лет, что для того бурного времени было выдающимся результатом.

Каифа в телесериале «Мастер и Маргарита»
Каифа в телесериале «Мастер и Маргарита»

Это стало возможным лишь благодаря дипломатическому таланту Каифы, умевшего договариваться с такими разными сторонами, как римляне, саддукеи, фарисеи, царь Ирод. А с кем ему договориться не удавалось, тех он убирал руками одной из заинтересованных сторон. Например, движение сторонников бродячего проповедника Иисуса было ликвидировано руками ортодоксальной иудейской верхушки (Синедриона) и римской власти в лице Понтия Пилата.

«Христос перед Пилатом». Михай Муканчи, 1881 г.
«Христос перед Пилатом». Михай Муканчи, 1881 г.

После распятия Иисуса, Каифа оставался первосвященником ещё три года. Потом он был отстранён от должности, но вряд ли от власти. Его зять Анна до конца своей жизни, то есть до 66 г. н.э. сохранял своё влияние, так что, скорее всего, и Каифа тоже остался в составе Синедриона после ухода с поста главы Храма. К сожалению, о последних годах его жизни достоверных сведений не сохранилось.

Оссуарий Каифы, I в. н.э.
Оссуарий Каифы, I в. н.э.

В ноябре 1990 г. во время строительства водного парка в Иерусалиме была найдена погребальная камера, запечатанная приблизительно в 70 г. н.э. Камера была разделена перегородками на четыре части, где находились 6 целых и 6 расколотых оссуариев (урн для костей). На одном из них прочли надпись «Yehosef bar Qafa» (Иосиф, сын Каифы). Возможно, что там хранились останки сына Каифы, которого также, в честь отца, звали Иосифом. Всего археологи нашли в этом захоронении кости шести человек: двух младенцев, одного ребёнка в возрасте от 2 до 5 лет, 13-летнего подростка, взрослой женщины и 60-летнего мужчины. Вероятно, последний скелет и принадлежит первосвященнику.

Оссуарий Мириам, дочери Симона, внучки Каифы. I в. н.э.
Оссуарий Мириам, дочери Симона, внучки Каифы. I в. н.э.

А в июне 2011 года был найден ещё один оссуарий. Согласно надписи на нём, там была похоронена внучка Каифы. То есть члены семьи Каифы были захоронены по всем правилам и значит, это семейство пользовалось уважением и жило в достатке.

Читайте также: Что стало с Пилатом после казни Христа?

По этому факту можно сказать, что Каифа до конца своей жизни сохранил хорошие отношения со всеми властями в Иудее: как c канцеляриями римских наместников, так и местными духовными и светскими правителями.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

© Булат Мамлиев