2,3K подписчиков

Православный психолог Никита Яночнкин: О зависимостях и способах их преодоления

359 прочитали
Клинический психолог Новосибирского областного наркологического диспансера Никита Сергеевич Яночкин. Фото предоставлено героем интервью
Клинический психолог Новосибирского областного наркологического диспансера Никита Сергеевич Яночкин. Фото предоставлено героем интервью

В нашей беседе, клинический психолог Новосибирского областного наркологического диспансера Никита Сергеевич Яночкин рассказал о зависимостях, в которые может впасть человек.

Кроме того, профессиональный врач поведал о том, почему это случается, как лечатся подобные психические недуги, а также рассказал чем здесь помогают вера и Церковь и бывает ли “православная психология”:

– Никита Сергеевич, вы уже несколько лет ведёте в Новосибирске профессиональную практику в сфере психологической помощи. У вас даже есть собственный сайт, посвящённый психологической помощи.

Расскажите немного о себе: как и где вы росли, где получали образование, что подвигло вас встать на стезю помощи человеческой душе?

– Родился и вырос в городе Мирном (Якутия). В 2009 году, окончив Томский Государственный Университет, переехал жить в Новосибирск.

С раннего детства мне была интересна тема человеческой души, поэтому сомнений относительно выбора профессии практически не было. Благодаря родителям, которые вовремя направили и подсказали путь, я стал тем, кем стал — клиническим психологом.

– Бывают психологи-теоретики, которые любят рассуждать об устройстве человеческой личности и движущих ею мотивах, но не занимаются врачебной помощью.

Вы же, судя по грамоте, вручённой вам как медицинскому психологу, являетесь больше практиком и стремитесь деятельно участвовать в судьбе пациентов. Это так?

– В настоящий момент я работаю в Новосибирском областном клиническом наркологическом диспансере. Мы помогаем подросткам, взрослым мужчинам и женщинам, страдающим теми или иными наркологическими проблемами. Уверен, чтобы понять эту тему необходимо окунуться в её практическую область.

– Вы говорите, что в своей работе ориентируетесь на Православие и придерживаетесь направления «православной психологии», но как это следует понимать?

Вы консультируете человека совместно со священником? Рассматриваете его проблему через призму православного мировоззрения? Может быть, используете в работе какие-нибудь особенные выработанные Церковью методы или, напротив, отвергаете способы воздействия на личность, которые Церковь не приемлет?

– Если очень кратко, то православная психология основана на христианской антропологии. Она понимает человека как Образ и Подобие Божие, единство духа, души и тела.

Смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы стать святым, богоподобным существом, что возможно в результате соединения с Богом, через развитие добродетелей и борьбу со страстями. В фундаменте православной психологии заложены христианское мировоззрение и аскетика.

Обычно в работе с людьми передо мной стоят две задачи общая и частная.

Общая — выяснить явные или скрытые психопатологические корни недуга, объяснить их страждущему, довести до его сознания, помочь их осознать, критически оценить и преодолеть, прийти к внутренней свободе и радости.

Частная задача — оказать помощь человеку в решении его насущных жизненных ситуациях. Очень важно при этом не забывать о «духовной вертикали».

Здесь возможно применение психотерапевтических и психокоррекционных методов и психотехник, не противоречащих православному мировоззрению.

Современный православный психолог обязан исключать методы, связанные с насилием над личностью, лицедейством, ложью, механистических, оккультно-мистических психотехник (программирование, гипноз, кодирование) и иных уничтожающих душу воздействий.

– Каковы источники православного опыта, который вы используете оказывая помощь? Вы просто воцерковлённый человек, серьёзно изучаете святоотеческое наследие или, может быть, имеете и духовное образование?

– Я имею одно светское образование, церковного пока нет. Будучи крещенным, воцерковленным человеком, мне присущ в некоторой степени личностно-нравственный аскетизм, который непосредственно влияет на моё отношение к жизни и к профессии.

Чаще всего я работаю с людьми у которых искажена ценностная иерархия, повреждены представления о связи духа, души и тела. Свои соматические заболевания они часто не связывает с душевными расстройствами, не говоря уже о сфере духа.

Я исследую психику человека ориентируясь на «духовную вертикаль». Очень важно помнить о своих личных недостатках и слабостях, осознавать греховность своей природы, но при этом полностью надеяться на Бога Троицу. Поэтому важным аспектом в моей деятельности является личное воцерковление.

– Помимо психологической помощи вы участвуете и в работе новосибирского Координационного совета в защиту общественной нравственности и традиционных семейных ценностей. Насколько вы считаете это важным?

– С 90-х годов над Россией проводится «либеральный эксперимент», он совершенно не совместим ни с её ментальностью и культурой, ни с её духовностью. Особенно сегодня наша страна испытывает мощное внешнее давление, в том числе на духовно-нравственные основы. Борьба за традиционные ценности, семью, культуру — это борьба за наше будущее.

– Перейдём к вопросам психологии. Вам часто приходится иметь дело с различными видами зависимости.

Мне, как дилетанту в этой сфере, приходят на ум наркотическая, алкогольная, табачная, игровая и адреналиновая зависимости. Я что-нибудь упустил? В какие ещё зависимости человек впадает?

– Из всех форм отклоняющегося поведения самой опасной, пожалуй, является зависимое поведение (или аддиктивное, от англ. addiction — «навязчивая привычка», «страсть к чему-либо»).

Зависимое поведение возникает как попытка убежать от невыносимой реальности, от накопившихся проблем. Часто неудовлетворенные страстные желания подвигают человека «спрятать голову в песок». Аддиктивная личность ищет свой универсальный способ выживания — уход от проблем.

Изменение психического состояния удается за счет аддиктивных агентов. Это могут быть химические вещества: алкоголь, наркотики, табак, токсичные вещества и т.д.

Также, агентом могут выступать сильные эмоциональные состояния: ритмичная музыка, гемблинг (игромания), азартные игры, интернет, другой человек (любовная зависимость), шопоголизм, трудоголизм.

– Предположим, человек попробовал наркотики и обнаружил, что не может без помощи со стороны от них отказаться, или же ему сопереживают его близкие и друзья. Куда обращаться, что им может помочь или помешать в избавлении от зависимости, какую помощь в том или ином случае оказывают вера и Церковь?

– Многие люди полагают, что пройдя курс детоксикации в наркодисапансере, можно вылечиться от наркомании или алкоголизма. Алкогольная и наркотическая зависимость уничтожает все четыре сферы человека: биологическую, психологическую, социальную и духовную.

Поэтому для эффективного лечения необходим комплексный подход, охватывающий воздействие на все четыре сферы. Медикоментозная терапия — это лишь начало долгого и трудного пути.

Не следует посещать никакие общества анонимных наркоманов или алкоголиков (АН – оздоровительная сектоподобная протестантски-ориентированная международная организация, окормляемая «пастырями» из-за границы). Совершенно неприемлемо для крещенных православных людей обращаться за помощью в наркологические центры оккультной ориентации.

В Русской Православной Церкви накоплен богатейший опыт помощи зависимым людям. Система церковной реабилитации включает в себя весь цикл помощи — от входящего звонка, до основного этапа реабилитации, ресоциализации. Опыт работы с наркоманами в православных медицинских центрах свидетельствует об их высокой эффективности.

– Современные синтетические наркотики многие специалисты считают более опасными, чем «традиционные». Почему?

– К сожалению, на сегодняшний день в России до сих пор продолжается смертельная спайсовая пандемия. По своему личному опыту работы с этой проблемой, приходится констатировать ужасающий факт — в последнее время возраст употребления значительно помолодел.

Если всего несколько лет назад спайс употребляли юноши и подростки, то сегодня среди курильщиков нередко можно встретить представителей младшего школьного возраста.

Курильщик спайса с первых секунд употребления наркотика перестает различать реальность. Он теряет рассудок и внешне его поведение напоминает поведение больного шизофренией. Под действием вещества он может бросаться под автомобили, а может упасть на асфальт и биться в конвульсиях. Это приводит любителей покурить в стены психиатрических больниц.

По опыту могу сказать, что расстройства мышления в таких случаях достаточно часто необратимы. Человек, употреблявший курительные миксы, перестает адекватно оценивать свое состояние. Фактически он инвалидизируется.

«Соли» имеют схожую клиническую картину и те же губительные последствия, что и спайсы. Их часто колют внутривенно, человек «сгорает» очень быстро. Вычислить дозу очень сложно, поэтому встречаются частые передозировки. Психика рассыпается на глазах.

Соли и спайсы — это современное химическое оружие, по сравнению с другими наркотиками очень быстро разрушающее мозг, нервную систему и личность.

Я глубоко убежден, что без общих усилий родителей, учителей, врачей, специальных служб, общественных организаций, Церкви и всего общества в целом, проблему синтетических наркотиков победить невозможно.

– Игровая и компьютерная зависимость — это разные или тождественные понятия? Как они возникают и как от них избавиться?

– Компьютерная зависимость или кибермания относится к психическим зависимостям по типу наркоманической: неудержимое желание получить «дозу», необходимость в её увеличении, потеря контроля над поведением, абстинентный синдром (ломка) при потере доступа к компьютеру, деградация личности и развитие деструктивного поведения.

При компьютерной зависимости, происходит масштабное изменение душевной жизни человека — развиваются гордость, равнодушие к окружающим, эгоцентризм.

Подвержены игромании те, у кого искажена система ценностей, часто человек не умеет контролировать эмоции. Наибольшее число потенциальных игроманов отмечают среди мальчиков-подростков 12-16 лет.

Игромания чаще возникает в семьях, где родители нередко конфликтуют, где не принято делиться своими чувствами, присутствует некоторая отчужденность, царит недостаток любви.

Подростки нуждающиеся в самовыражении, обращаяются к компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности и безграничных возможностей, при этом лишенную всякой ответственности. Такая иллюзия убивает человека.

Родители обязаны проявлять интерес к жизни ребенка, интересоваться его делами и проблемами, пытаться помочь развить таланты и способности. И очень важно организовать для него высокую занятость. Безделье — самая лучшая почва для возникновении зависимостей.

Чтобы победить зависимость необходимо, чтобы в основу семьи был положен закон любви. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1-е Иоанна 4:7-21).

– Спасибо!

Беседовал Андрей Сегеда для журнала "Православие.фм"

Навигация по каналу. Все мои самые интересные публикации!

Я постараюсь рассказать вам ещё много интересного! Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!

Также вы можете поделиться публикацией в социальных сетях и обратить своё внимание на другие статьи блога. Мне будет приятно!