О верующих коммунистах и анафеме Патриарха Тихона

02.05.2018
По понедельникам на канале "Царьград ТВ" клирик храма святителя Василия Великого — Патриаршего подворья в с. Зайцево Одинцовского района Московской области протоиерей Андрей Ткачев отвечает на вопросы зрителей. Самые интересные ответы - на нашем канале!

Ровно 100 лет назад святейший Патриарх Тихон анафематствовал коммунистов, - пишет Иван Власов, - Я правильно понимаю, что под анафемой все коммунисты, вне зависимости от текущего названия.

Я так не думаю. Святейший Тихон анафематствовал большевиков в период начала смуты. Уже в 20 -х годах он изменил взгляд на эту новую власть (не снимая анафемы). Отчасти потому, что много от нее натерпелся и был придавлен ею. Но вместе с тем, он понимал, что это не случайное явление, это, как говорили сами большевики, всерьез и надолго. Поэтому отношение к большевикам на ранних этапах, без сомнения, отличается от отношения к большевикам на других этапах.

Есть мнение, и я его разделяю, что окончательно легитимация советской власти в глазах народа произошла после победы в Великой Отечественной войне. И в дальнейшем, например, 70-е годы - период бурного строительства и развития в разных областях - никак не сопоставимы со временами Троцкого, Каменева, Зиновьева, красным террором и прочим. Допустим, колхоз: на момент организации колхозов и массового принудительного приведения людей туда - это одно явление, а на момент совхозного и колхозного строительства в брежневские времена – это уже совершенно другие вещи. Это разные колхозы, и у них разное начальство. Сказать, что большевик, который с наганом в руке занимался продразверсткой, и потом загонял людей в принудительные коллективные союзы, и директор колхоза позднейшего советского периода, по необходимости с партбилетом - это одни и те же люди - было бы большой натяжкой. Нельзя одинаково наказывать разных людей. Люди по-разному вовлечены в беззаконие, и одинаковое наказание для разных участников - это нарушение принципа справедливости.

Я не думаю, что на всех коммунистах одинаково тяготеет анафема, смотреть на них надо по-разному. Если даже принять во внимание, что они находятся в духовно-родственных отношениях, то есть нынешние коммунисты - это внуки и правнуки дедушки Ленина, то все равно отец и сын наказываются по-разному. То есть отец за грехи сына не отвечает, сын за грехи отца полной ответственности не несет. Об этом написано в книге Иезекииля: нельзя пользоваться пословицей «отцы ели кислый виноград, у детей на зубах оскомина».

Современных коммунистов я плохо знаю, но у них есть такие, как Вороненков, ныне покойный – он застрелен в Киеве. Такие коммунисты тоже есть, которые с коммунизмом ничего общего не имеют. Сейчас последователей коммунистической идеи не так уж много. Сказать, что они лучше - я не возьму на себя такую смелость. Но они разные.

Анафема – это же не проклятие, это фиксация состоянии отсеченности. Церковная фиксация того состояния, в котором человеку объявлено: «ты не наш» или «вы не наши». Есть крещеные коммунисты, есть коммунисты, не отрекающиеся от Господа Иисуса Христа, у которых весь коммунизм заключается в патриотизме и в попытках сохранить или воскресить то доброе, что было в советскую эпоху. Есть такие коммунисты.

Это очень пестрая реальность и она не подвергается слишком простым, шаблонным ответам. Как и народу нашему, когда предлагают покаяться в грехе отступничества от крестного целования 612 года при восшествии на трон первого Романова - что вот в этом, дескать, корень всех бед - то я тоже думаю, что это слишком большое упрощение проблематики нашей жизни. Здесь нужно поступать более точечно и менее размашисто.