Об одинаковых словах с разным смыслом | О разногласиях между сердцем и умом

15.05.2018
По понедельникам на канале "Царьград ТВ" клирик храма святителя Василия Великого — Патриаршего подворья в с. Зайцево Одинцовского района Московской области протоиерей Андрей Ткачев отвечает на вопросы зрителей. Самые интересные ответы - на нашем канале!

Алексей Федоров спрашивает: Как крестили Господа нашего, если Креста, как такового, не было, и Христос был Человеком?

Слово «крестить» обладает омонимией со словом «крест», то есть однозвучием. Это как коса девичья, и коса остро отточенная, и коса Тузла в Керченском проливе. Три понятия - одно слово: коси коса, пока роса; заплети, девка, косу; по косе пошел, до воды дошел. Так же и с крестом и крещением.

Первый пример: он крестился - он сидел в эфире, смотрел в камеру, и крестился. Второй пример: он крестился - он был некрещёный, пошел в церковь и крестился. Слово одно и то же, а понятия совершенно разные. «Креститься» в первом случае значит начертать на себе знак креста, а «креститься» в случае, когда Господь от Иоанна крестился - это означает «погрузиться». Крестить - значит погрузить, и в греческом языке эти слова совершенно разнокоренные: крест - это «ставрос», а крестить - это «баптизма» - совершенно разные слова. А у нас одинаковое выражение, поэтому оно и сбивает с толку.

Христос был погружен в воду Иоанном в покаяние, как и все остальные грешники, которые были вокруг. Они реально каялись, а Христу не в чем было каяться, но он сошел вместе с грешниками в эту тяжелую воду, набравшуюся греха, для того, чтобы показать, что он пришел в мир грешников спасти, взять на себя их грехи. Вот это и было крещение - он погрузился однократно в воду под рукой Иоанна Предтечи.

А мы крестимся уже во имя воскресшего Христа - во имя Отца, и Сына, и Святого Духа троекратным погружением. Тогда такого не было, то есть во имя Отца, и Сына, и Святого Духа Христос не крестился, явление Троицы на Иордане было только при нём, а не до него. Мы крестимся в смерть Господа и воскресение Господа. Так что здесь есть просто запутанная тема из-за омонимии, однозвучия разнокоренных слов. Надеюсь, вы меня поняли.

Почему так важен помин усопших родственников, друзей? Не до конца понимаю умом, что это для них значит? Хотя, интуитивно понимаю, что это для них важно, - пишет Алена Иванова.

У вас существует некое разногласие между умом и чувством – вы сами пишете: интуитивно понимаю, что надо, а умом не до конца понимаю, что надо. Прошу на этом и остановиться. Всю жизнь вы будете умом понимать одно, а сердцем чувствовать другое. Иногда сердце ваше будет чувствовать правильно, а ум будет напичкан всякой чепухой. Иногда, наоборот, ваше грешное сердце захочет вкусить запретного плода, а ум скажет: «не иди туда, не лезь туда, это кошмар, это нельзя». Ум и сердце борются.

Что такое святость? Это когда и ум, и сердце соединились в одной и той же вере. Когда ум молится, и сердце молится; ум верит и сердце верит; и они друг другу не противоречат - это и есть святость. А что такое грешность? Это когда сердце верит, а ум сомневается. Или наоборот – ум верит, а сердце не хочет верить. Или ум говорит: «постись!», сердце: «да ладно, потом»; ум говорит: «молись!», сердце: «я не хочу»; ум говорит: «не трогай, это чужое», а сердце: «какое классное! и нет никого – цап-царап». Вот это грешность - когда ум и сердце в разладе.

В данном случае, кто прав - ум или сердце? Конечно, сердце. Человек знает сердцем, и чувствует, и предчувствует гораздо больше, чем понимает умом. Человек намного больше знает, чем понимает - об этом говорил Достоевский. По-моему, об этом же говорил Владимир Соловьев - внутреннее знание человека превышает его интеллектуальные познания. Понять или объяснить мы можем очень мало, но чувствуем мы гораздо больше. Поэтому, в данном случае, ваше сердце более право, чем ваша голова.

Ваша голова нафарширована блудом и глупостью. Не фактическим блудом, в смысле прелюбодеянием и развратом - я вас в этом не обвиняю, я вас не знаю. А такими блудными теориями, которые летают по улице: идея прогресса, идея наслаждений, идея абсолютного торжества земной жизни, сомнения в вечной жизни, сомнения в Боге - это блуд, эта духовная порнография, которая нафаршировала мозги современного человека. И ваши мозги нафаршированы, а как иначе: вы телевизор смотрите, радио слушаете, в гаджетах сидите, по интернету бродите, с подружками на перекур выходите, или просто на кофе ходите. То есть у вас мозги нафаршированы всякой дребеденью, как у любого человека - у меня тоже, кстати.

Но сердце - оно же знает, что смерть и жизнь, любовь и ненависть - это все нелогично, это все таинственно. Поэтому сердце знает: молиться надо. Сердце знает: мертвые хотят молитвы, они не исчезли, они просто поменяли «модус вивенди» - так сказать, способ бытия изменен, но они не исчезли.

Современный человек - он дурак, если честно. Он набитый дурак, как фаршированный поросенок или набитый гусь. У него в голове что хочешь, ну а как иначе – телевизор, интернет, радио, телевидение, газеты, политическая пропаганда, целый ряд таких идей: мир - это кайф; бабло побеждает зло; собирай наслаждение - этим живет современный глупец.

А сердечко томится, и сердечко страдает. Говорит: надо молиться, надо каяться. Вот так они ведут спор между собой. Так что в данном случае, ваше сердце умней вашей головы. Иногда бывает наоборот, когда голова умнее сердца. Когда сердце хочет в гречку скакнуть, а голова говорит: «нельзя, жизнь разрушится» - тоже война такая. В общем, бедные мы люди. Не потому, что денег мало, а потому, что мы в раздрае - это признак нашего несчастья.

Я вам желаю дожить до тех лет, до того состояния, когда вы не будете сомневаться в том, что молиться за покойников надо. Наверное, вы редко бывает на кладбище. Кладбище - это академия, это лучше, чем музей или картинная галерея, это умнее, чем библиотека, это храм под открытым небом. На кладбище нужно ходить, там нужно молиться. Там сердце начинает понимать гораздо больше. Поэтому желаю вам посещать могилы своих родных время от времени, или просто кладбище, находящееся рядом с вами - это поможет вам понять некоторые вещи ярко и очерчено.