В крымском селе Молочное долгое время работала самая короткая трамвайная сеть в мире. Посмотрел что от неё осталось сейчас

102k full reads
128k story viewsUnique page visitors
102k read the story to the endThat's 80% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Зачем в селе с населением чуть больше 2100 человек появилась трамвайная система, почему она была востребована и в чём причина уничтожения уникальной линии? Я, как большой ценитель редкого транспорта, решил съездить в село Молочное и разобраться.

Трамвай села Молочное в 2013 года. Автор фото - пользователь Транспортник с сайта transphoto.org
Трамвай села Молочное в 2013 года. Автор фото - пользователь Транспортник с сайта transphoto.org
Трамвай села Молочное в 2013 года. Автор фото - пользователь Транспортник с сайта transphoto.org

Шёл далёкий 1986 год. Экономику страны уже вовсю штормило, в страну пришёл дефицит всего и вся. В таких условиях один из руководителей Коростенской железной дороги искал возможность чуть-чуть улучшить жизнь своих сотрудников. И в поисках этих ему улыбнулась удача - пансионат "Береговой" в селе Молочное недалеко от Евпатории был готов принять сотрудников железной дороги к себе.

остатки трамвайной линии в селе Молочное
остатки трамвайной линии в селе Молочное
остатки трамвайной линии в селе Молочное

Но у пансионата была проблема - он находился на расстоянии около 1.5 километров от моря, а идти туда надо было по пыльной и разбитой дороге. В общем, надо было решить вопрос доставки отдыхающих до пляжа и обратно. В то время в Украинской ССР были большие перебои с поставками топлива, поэтому автобус, принадлежащий пансионату, часто простаивал. И тут было принято просто сумасшедшее по нынешним меркам, но тогда устроившее всех решение - построить трамвайную линию!

В крымском селе Молочное долгое время работала самая короткая трамвайная сеть в мире. Посмотрел что от неё осталось сейчас

Уж чего-чего, а материала для строительства у Коростенской железной дороги было хоть отбавляй - всё-таки трамвайное и железнодорожное хозяйство - вещи весьма похожие. Решили построить узкоколейную линию шириной в 1000 мм, сходную с близлежащей Евпаторией. Чтобы если что - была возможность починить подвижной состав неподалеку или одолжить вагон в соседнем городе. И первые вагоны поступили оттуда же. Построили небольшое депо и вот, 18 августа 1989 года, трамвай села Молочное отправился в свой первый рейс.

сейчас трамвайное депо выглядит вот так, пробраться на территорию возможности не было
сейчас трамвайное депо выглядит вот так, пробраться на территорию возможности не было
сейчас трамвайное депо выглядит вот так, пробраться на территорию возможности не было

Получившаяся трамвайная линия была длиной всего-навсего 1.5 километра. Я поднял в воздух дрон и вся она полностью прекрасно уместилась в кадр.

В крымском селе Молочное долгое время работала самая короткая трамвайная сеть в мире. Посмотрел что от неё осталось сейчас

У трамвая были всего 2 остановки, которые и являлись конечными. Первая - это собственно пансионат "Береговой". Сейчас начало линии сильно заросло, а рельсы частично разобраны.

В крымском селе Молочное долгое время работала самая короткая трамвайная сеть в мире. Посмотрел что от неё осталось сейчас

Неподалёку сохранилась рабочая стрелка, которая переводит движение трамваев в депо. Чуть заржавела, но как только я чуть на неё подналёг - сразу сработала. Смазать - и как новенькая будет.

Проезд для отдыхающих в санатории был бесплатным. Садишься на трамвай - и через три минуты ты уже на море. Пансионат оплачивал проезд напрямую из расчёта 4 поездки на отдыхающего в день.

В крымском селе Молочное долгое время работала самая короткая трамвайная сеть в мире. Посмотрел что от неё осталось сейчас

Некоторые участки трамвайной линии сейчас напоминают какую-то Аризону, разве что кактусов не хватает. Контактная сеть уничтожена.

В крымском селе Молочное долгое время работала самая короткая трамвайная сеть в мире. Посмотрел что от неё осталось сейчас

А вот и вторая конечная остановка - пляж.

В крымском селе Молочное долгое время работала самая короткая трамвайная сеть в мире. Посмотрел что от неё осталось сейчас

Работа трамвайной линии была сезонной. Само собой, зимой трамвай был совершенно не востребован, поэтому вагоны выходили на линию только с июня по сентябрь. И продолжалось это до 2015 года. А если быть точным - сезон 2014 стал для трамвая села Молочное последним.

пляж санатория Береговой
пляж санатория Береговой
пляж санатория Береговой

После этого линия была законсервирована, но периодически её вандалят на части - частично утащили рельсы, сняли всю контактную сеть. Вагоны, по идее, должны стоять в депо, но пробраться внутрь было нереально, поэтому утверждать на 100% я не готов.

В крымском селе Молочное долгое время работала самая короткая трамвайная сеть в мире. Посмотрел что от неё осталось сейчас

Да и в целом вся затея по восстановлению трамвайной линии на данный момент выглядит весьма сомнительной. Пансионат в этом году не работает, а если и заработает в дальнейшем (для этого нужно как минимум обновить номерной фонд, потому что сейчас на эти условия без слёз не взглянешь), то куда проще будет пустить автобус или закупить какой-нибудь электрокар, чем восстанавливать трамвайную систему.

В крымском селе Молочное долгое время работала самая короткая трамвайная сеть в мире. Посмотрел что от неё осталось сейчас

И даже в туристическом варианте вся эта история вряд ли отобьётся - не так много на свете трамвайных фанатов, которые готовы приезжать и платить за проезд по уникальной линии, хоть это бы и было очень мило и интересно. Но, очевидно, совершенно экономически невыгодно. Как бы это не звучало печально - скорее всего трамвай села Молочное умер навсегда, а я так и не успел на нём прокатиться.

Я не успел - но быть может получилось у вас?

Если вдруг вы отдыхали в пансионате "Береговой" и ездили по этой трамвайной линии - не стесняйтсь делиться воспоминаниями в комментариях. А если вдруг у вас сохранились фотографии - то обязательно прикрепляйте их к комментарию!

ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ | МОЙ INSTAGRAM | МЕССЕНДЖЕР