Аэродромная "летучка"

Автомобиль этот, производившийся на Тушинском авиаремонтном заводе из специально построенного на МЗМА шасси не примелькался на дорогах СССР. То ли дело его собратья, в изобилии попавшие в кино и фотохронику - фургон Москвич-400-422 "Буратино" и его изотермический собрат.
Некоторые ошибочно связывают такую несправедливость с военным назначением машины и её секретностью, но это неверно в корне!

Машину никто никогда не засекречивал, дело в её узкоспециальном назначении - она никогда не выезжала за пределы взлётно-посадочных полос аэродромов, где служила для транспортировки и пуска малых автоматических летательных аэрокартографических аппаратов АФР-1.

Вот эти аппараты, кстати, засекречены до сих пор, в сети даже их фотографий и описаний не найти, а "Москвич", вот он, перед вашими глазами. Только по службе он назывался как и другой его авиасобрат АПА-7, не "Москвич", а ПППУ-4(ТМЗ).
Платформа Пуско-приёмная, универсальная. Тушинского машиностроительного завода.

Построили таких машин для ВВС СССР 105 штук.
Процесс начинался с того, что поставляемые на завод в Тушино коммерческие шасси с обычной базой разбирались и отправлялись на стапель цеха спецконструкций, где автомобиль удлиняли аж на 2 метра 12 сантиметров(включая задний свес)!

Днище усиливали стальными двутавровыми балками, которые шли от пола кабины до загрузочного пандуса автомобиля. Из-за этого, кстати, дорожный просвет снизился почти вдвое, до 10-ти см. Вес автомобиля вырастал до 1450-ти кг.
Плюс 180-220 кг. её секретного груза(Данные о весе АФР-1, увы, ничем не подтверждаются и опираются только на воспоминания военных лётчиков и механиков, служивших в те годы).

Из-за возросшего веса и как следствие, нагрузки на трансмисиию, в КПП этих машин было всего две передачи с пониженным передаточным числом, которые позволяли при серийном двигателе страгивать с места весь этот вес. Известно, что часть автомобилей оборудовалась пусковой установокй по типу АПА-7, а другая часть - загрузочными лебёдками, из-за этого по интернету в своё время пошла гулять практически неубиваемая байка о том, что этот "Москвич" - заводской эвакуатор - прадедушка знаменитого "Боливара".

На самом деле такое разделение говорит о том, что часть машин предназначалась для транспортировки и запуска летательного аппарата, а другая часть машин - для его погрузки на платформу и перевозки обратно в ангар. То есть на аэродромах было как минимум по две таких машины.

Автомобили эти служили по своему прямому назначению примерно до середины 60-х, обычно и того меньше, поскольку аэрофоторазведка к тому времени начала уходить в область космических технологий. Машины обычно списывали и сдавали в металлолом, поскольку перетяжелённый автомобиль, способный ОЧЕНЬ медленно везти ОЧЕНЬ небольшой груз был совершенно непрактичен. Правда в аэропорту Минеральные Воды (Гражданская авиация) эти машинки какое-то время использовали в качестве перронных тягачей для подвоза багажа к самолётам и обратно, но тоже без особого успеха.

Ни одна из этих машин до наших дней не сохранилась. Фотоснимки модели из спецсерии журнала «АвтоЛегенды» для Молдавии нам предоставила группа 23ALEXEY23