Быстрее, легче, экономичнее.

2,7k full reads
3,1k story viewsUnique page visitors
2,7k read the story to the endThat's 90% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Почти олимпийский призыв, которому мировое автомобилестроение всегда неукоснительно следовало и продолжает следовать. И показанный на снимке микроавтобус из Павлово-на-Оке наглядно демонстрирует, что устремления советских конструкторов часто опережали возможности советского серийного производства. К слову, и машину эту готовили как раз к летней Московской Олимпиаде 1980-го года. На серийных 672-х ПАЗиках, как вы помните, создавали несколько разных модификаций - в том числе и телевизионную(ПТС), и обычные пассажирские машины с улучшенной отделкой салона и олимпийской символикой на кузове, но именно эта машина должны была стать по замыслу инженеров завода ПАЗ "главным пассажирским крейсером Олимпиады-80". К сожалению, сроки подготовки проекта были выбраны неудачно - этот микроавтобус начали вычерчивать только в 1978-м году, когда надо было выполнять основные заказы для грандиозного спортивного мероприятия, а уж опытный образец собрали только весной 1981-го.

Быстрее, легче, экономичнее.

Этот снимок сделан как раз в мае 81-го. К слову, создатели опережающей своё время машины по-прежнему прочили ей большое будущее, рассчитывая что Госплан сможет профинансировать выпуск промышленной партии этих автобусиков для Всемирного Фестиваля молодёжи и студентов 1985-го. Увы, тоже не получилось.
Но давайте больше узнаем о самом автомобиле. Когда конструкторы ПАЗа стали разрабатывать техзадание на создание автобуса с рабочим названием"ПАЗ-Олимпиец" в первую очередь они хотели обойти новинку тех лет - РАФ-2203. И по пассажировместимости, и по комфорту для пассажиров, и по динамическим качествам. Закономерно из всего этого выходило, что будущий микроавтобус становился немного выше, шире, а в движение его должен был приводить продольно расположенный в несущем кузове серийный двигатель Горьковского автозавода.
Знаменитый ГАЗ-52 мощностью 75 л.с. и рабочим объёмом 3485 куб.см. сагрегатированный с КПП серийного же ГАЗ-24-02.
Правда пришлось серьёзно доработать эту коробку передач, ведь в отличие от "Волги", новый микроавтобус выходил на 630 кг. тяжелее. Зато мог брать на борт 14 пассажиров, в салоне могли также свободно, не сгибаясь стоять ещё 4 человека, рулевое управление получило гидроусилитель, при помощи гидравлики, по нажатию кнопки с места водителя закрывалась-открывалась сдвижная дверь. При скорости 60 км.ч. расход бензина марки А-76 составлял 13,3-14 л. на 100 км.пути, а максимальная скорость машины - 105 км.ч.
И хотя ни Минтранс, ни Госкомспорт СССР проектом павловчан не заинтересовались, к весне 1981 года машина была готова и даже вышла на эксплутационные испытания, которые длились до декабря. Они и показали, что автобус хоть и не был "автобусом" в привычном понимании, приставка "микро" тоже была неуместна, КПП ГАЗ-24 регулярно нуждалась в ремонте, шестицилиндровый двигатель тоже был слишком велик и тяжёл.
Все эти выводы легли в отчёт испытаний и лежали в архиве до 2017 года.
На дворе, напомним, был 1981-й год.
До серийного выпуска "ГАЗели" оставалось каких-то 13 лет.

Краткие весо-габаритные данные автобуса ПАЗ "Олимпиец"(Опытный образец):

Длина - 6370 мм.
Ширина - 2380 мм.
Высота - 2870 мм.
Собственная масса - 2170 кг.
Снаряжённая масса - 2324 кг.
Пассажировместимость - 14 мест для сидения не считая водителя.
Ёмкость топливного бака - 60 литров.
Запас хода - 480 км.

Фотоснимок предоставлен группой 23ALEXEY23.