Чего не стоит делать ведущему тренинга, чтобы не создать себе проблем

<100 full reads

Конечно, тренерские статьи на моём канале читают хуже всего, но это не повод не делиться с коллегами накопленным опытом)))

Так вот, один из регулярно возникающих вопросов - это вопрос табу для тренера. То есть запрещённых действий, исключив которые, можно снизить количество проблем в группе. Кстати, если вы не ведущий, а участник тренинга, вы можете вспомнить, встречались ли с такого рода ситуациями на обучениях, и к чему они привели.

Итак. Табу для тренера (с моей точки зрения). Конечно, готового списка не дам, зато поделюсь закономерностями возникновения табу, чтобы вы могли самостоятельно их формулировать.

Откуда вообще берутся запреты в тренинге (как и в любой другой сфере)?

Из традиций сферы

Тренерами сейчас зовут себя… хммм… многие (так и хочется сказать - все подряд :))), а потому говорить о единых традициях сложно.

Однако разных тренерских кругах (компаниях, провайдерах, школах) есть свои правила и свои запреты, которые вы точно изучите, присоединившись к ним.

Например, некоторые компании и школы категорически запрещают упоминать заказчиков из той же сферы, в которой работает текущая компания, некоторые - упоминать личные контакты тренера (в том числе вообще говорить о присутствии в соцсетях), некоторые считают некорректным поддерживать обсуждать что-либо, выходящее за рамки обучения (например, систему мотивации, регламенты и пр.).

Из тренерского стиля ведущего

Конечно, для того, чтобы воспользоваться этим пунктом, желательно понимать, какого стиля вы придерживаетесь))) Кстати, необязательно его как-то называть, важнее понять его особенности.

Потому что дальше я буду запрещать вам всё, что противоречит вашему стилю или размывает его. Если совсем в двух словах: когда вы правильный милаха, вам запрещено ругаться. А когда вы категоричный провокатор, вам запрещено не ругаться.

Пример тут будет не про запрет, а про стиль для понимания))
Раньше (сейчас крайне редко, так как в основном клиенты постоянные и понимают мой стиль) у меня иногда спрашивали, можно ли посерьёзнее, без шуточек и вот это вот всё)) Говорила - нет (один раз даже не согласилась на заказ из-за этого), просто потому что понимаю - серьёзно вещать не мой стиль.

Из особенностей группы и её участников

Тут, конечно, вам не помешает информация от заказчика (логичным будет задать ему вопрос - что участникам не понравилось в прошлых обучениях, на что они, скажем так, жаловались) и собственная наблюдательность/аналитика.

О том, что какие-то вещи в этой группе не стоит делать, вы поймёте из нахмуренных лиц, глухого ропота или открытого спора, обратной связи в перерыве.

Главное, чтобы не было слишком поздно (не из анкет обратной связи и/или отказа оплачивать уже проведённое обучение)))

Обобщённый пример про применение слов: участники обучения из фармацевтической сферы терпеть не могут, когда их называют "продавцами", "консультантами" и пр. Они - фармацевты и/или специалисты первого стола, и клиентам они рекомендуют, дают информацию, но не продают.
Очень похожая история в банковской сфере. Специалист по кредитованию - да, менеджер по работе с клиентом - нет (хотя суть работы от этого не сильно меняется).

Из прямых запретов заказчика

Этот пункт очень пересекается с прошлым, просто здесь запрет звучит прямо, а не угадывается из поведения участников или разговоров.

Ну то есть если заказчик запрещает вам давать упражнения с бумажной инструкцией или говорить про ёжиков, - вы просто этого не делаете.

Помню, даже сетовала как-то в соцсетях (в шутку конечно), что заказчик строго-настрого запретил мне с участниками играть "во всяких там принцесс, драконов и всё такое", и что я в связи с этим даже не знаю, как вести тренинг)))

Из общечеловеческих ценностей

Как и в других местах, где нужна эффективная коммуникация (в продажах например), в тренерстве лучше не затрагивать политические, гендерные и остро-социальные темы (если конечно вам по какой-то причине не нужен скандал).

Даже в самом лучшем случае эти темы вызывают долгие дискуссии и часто раскол группы, а в худшем - приводят к конфликтам и злости на тренера, и принятию решения о его непрофессионализме.

Хотя, безусловно, этот пункт может перевешиваться стилистикой ведущего (на рынке же есть ведущие-провокаторы).

На одном заказе мне не так давно рассказывали, что на предыдущем тренинге (который вёл ведущий-мужчина) еле разняли двух участников, которые пытались подраться (и ведущий ничего не смог с этим сделать, хорошо, другие участники помогли).
Не знаю точно, что послужило поводом для конфликта, но, как я поняла, какая-то спорная тема, заданная ведущим.

Из возможностей ведущего

Здесь лично я являюсь сторонником очень простого подхода: не умеешь (не уверен) - не берись. Соответственно, и запретом с этой точки зрения становится всё, что вы ещё не можете, не умеете, в чём "плаваете", сомневаетесь, чего боитесь и пр.

В противном случае вы сильно рискуете потерять управление.

Тут у меня есть ярчайший пример, который я не так давно приводила в комментариях. Мы с коллегой пришли на живое мероприятие участниками. Мой коллега отвечал на срочное рабочее письмо на ноутбуке и тихонько у меня что-то уточнил. Ведущий как-то очень оскорбился этим фактом и демонстративно заявил: - Если вам не интересно, может, вы покинете мероприятие?!
Мой коллега совершенно спокойно встал, собрал ноутбук, сказал: - Да, конечно, - и вышел. Я осталась.
В итоге ведущий минут десять в себя прийти не мог. Суетился, забыл тему, краснел, бледнел, бормотал что-то вроде: - Ну куда же он... Ну я не имел в виду... Ну так неудобно получилось... - В общем, растерял все остатки произведённого в начале (и так не очень сильного) впечатления.

Конечно, есть ещё масса вещей, за которые участники тренингов не любят ведущих. Например, слишком большое количество рекламы, или сравнение себя любимого, с участниками (не в их, естественно, пользу), или отказ хоть как-то комментировать эффективность найденных участниками ответов/решений.

Однако их (в отличие от того, что перечислено в основной части статьи) мне весьма сложно запрещать. Тут уж, как говорится, каждый взвешивает сам, сколько точно в граммах.

Кстати, а что вам хочется добавить в список запретов для тренера (ведущего обучающих мероприятий)?

_______________________________

Ещё статьи про HR и тренерство

Подписаться на канал

Чего не стоит делать ведущему тренинга, чтобы не создать себе проблем
Чего не стоит делать ведущему тренинга, чтобы не создать себе проблем