Найти тему

Добро пожаловать, или как правильно адаптировать новичка в компании

Оглавление

Статья с вредными советами по адаптации новичка (да, так НЕ надо делать 😂) собрала рекордное в моём аккаунте количество комментариев, поэтому я решила коротенько написать, а на что обратить внимание в адаптации. Уже серьёзно. Ну более или менее))))

Итак, начнём с простого (несколько человек об этом спрашивали).

Зачем вообще нужна адаптация?

Если брать крупные штрихи, в рамках адаптации стоят две основные задачи:

1️⃣ Быстро нарастить компетентность нового сотрудника (научить его работать эффективно в рамках новой должности). Потому что чем длиннее период некомпетентности - тем больше теряет компания.

2️⃣ Максимально сгладить неизбежное разочарование, связанное с несовпадением ожиданий с реальностью (что бывает в любой компании). Потому что справляться с немотивированным (да ещё и не очень пока компетентным) новичком вдвойне тяжело.

Именно поэтому работа как специалиста по персоналу, так и непосредственного руководителя не заканчивается welcome-тренингом или корпоративной книгой, а только начинается с них (если они конечно в компании есть 🙈).

Несколько важных вех адаптации:

💡 Первый день.

В первый день прихода сотрудника на работу важно вложить усилия в его знакомство с компанией, руководством и коллективом, рабочим местом, его функциями, а также бытовой составляющей (те самые кухня/туалет/курилка и прочее). Здесь как раз поможет и welcome, и корпоративная книга. Правда, они не заменят личного представления сотрудника.

Welcome-тренинг - вводный курс (Добро пожаловать), на котором обычно делают презентацию компании, говорят о её целях, истории, миссии, структуре, ключевых лицах, достижениях и регалиях, делают экскурсию по офису (производству, территории и пр.) и так далее.

Корпоративная книга - очень похожая штука, только в виде документа. Там тоже история, миссия, цели, ключевые лица и пр., только в виде фото и текстов. Она обычно даётся на самостоятельное изучение.

💡 Первая неделя.

В первую неделю работы сотрудника максимально включается его наставник или, при его отсутствии, работает четкий план "съедания слона по кусочкам" (освоения должностных обязанностей). То есть: обучалка - список задач - контроль + обратная связь - новая обучалка - новые задачи - контроль + обратная связь - новая обучалка... - ну вы поняли)))

Главное - не заставляйте человека все это время заниматься ерундой и не бросайте одного (если вы сознательно не используете провокационный способ адаптации "бросание в воду" или "бросание котёнка в воду"))).

💡 Испытательный срок (обычно 1-3 месяца).

В течение испытательного срока новичку важно видеть свою результативность, чему очень поспособствует индивидуальный план развития или общая карта стажировки (с отметками выполненных заданий/сданных зачетов).

Идеальный вариант такой книги, кстати, я видела в некоторых МЛМ-системах (прямо вот книжечка, в которой по мере выполнения новых задач/сдачи экзаменов ставятся штампики/расписывается наставник). Там правда за каждое новое достижение ещё небольшие призы даются)))

Ну и по итогам испытательного срока необходима некая инициация (в виде экзамена, аттестации, торжественного оформления 😁, вручения именного бейджа или чего-то еще), которая покажет сотруднику, что он уже не новичок, а полноценный работник, который несёт стопроцентную ответственность за свои результаты.

! Конечно, это далеко не полный список и не готовая программа адаптации.

Но основные фокусы внимания здесь точно есть.

Удачи вам в работе с новичками. А всем, кто устраивается на работу - адекватного руководства и нормальной адаптации!)