Проективные вопросы для оценки мотивации и ценностей соискателя

132 full reads
190 story viewsUnique page visitors
132 read the story to the endThat's 69% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Многие руководители знают о таком инструменте, как проективные вопросы. Его суть заключается в том, что в отличие от прямого вопроса, который о самом человеке (типа "Что вас мотивирует" или "Что вы хотите от работы"), проективный вопрос задаётся о ком-то другом.

Смысл такого вопроса прост:

Прямые вопросы слишком легко распознать, поэтому на них даются чаще всего очень социально желаемые ответы (не как на самом деле, а как нужно, чтобы понравиться задающему эти вопросы).

Проективные вопросы, несмотря на тот же смысл, выглядят более безопасно (они же не про меня, а про каких-то людей), отвечая на них, можно и порассуждать. Вот только ответ будет всё равно про человека, а не про кого-то ещё.

Делюсь списком проективных вопросов, которые можно применять на собеседовании, чтобы оценить мотивы и ценности соискателя:

  • Что стимулирует людей работать наиболее эффективно?
  • Что нравится людям в работе?
  • Почему человек выбирает ту или иную профессию?
  • Что может побудить человека уволиться?
  • Зачем люди стремятся сделать карьеру?
  • Сотрудник отработал в компании испытательный срок, он полностью устраивает руководство, но при этом подает заявление об уходе. Предположите, с чем это может быть связано?
  • Руководитель в отпуске или в длительной командировке, а люди в его отсутствие работают как обычно. С чем, вы считаете, это может быть связано?
  • Что должна компания/руководство своим сотрудникам?
  • За что следует уволить сотрудника сразу?
  • Какой коллектив работает наиболее продуктивно? Какой коллектив является наиболее комфортным для людей?
  • Каких людей более охотно берут на работу на хорошие должности?
  • Почему одни люди добиваются успеха, а другие терпят неудачу в жизни?
  • Каким должен быть хороший сотрудник?
  • Каким должен быть идеальный руководитель?
  • Какие качества характера являются наиболее значимыми для успешного общения с людьми?
  • В каких ситуациях оправдана ложь?
  • Как вы думаете, почему люди возвращают взятый в банке кредит?
  • Почему при одних и тех же уровнях дохода в одних компаниях люди воруют, а в других нет?
  • Опишите самый типичный конфликт в коллективе. В чем его причина?
  • Из-за чего чаще всего случаются конфликты с клиентом?
  • Какой клиент является наиболее проблемным для компании?

Конечно, вы можете задавать и любые другие вопросы, которые затрагивают значимые ситуации, ситуации выбора, принципы работы, отношений в коллективе и отдыха, главное - вместо "вы", "вам", "для вас" их фокус должен быть смещён на третьих лиц.

Проекция)
Проекция)
Проекция)