13 841 subscriber

Константин Васильев. Мужское начало.

15k full reads
21k story viewsUnique page visitors
15k read the story to the endThat's 72% of the total page views
3 minutes — average reading time
Автопортрет. 1976г.
Автопортрет. 1976г.

Как я познакомилась с творчеством Константина Алексеевича Васильева? Совершенно случайно. Когда переезжали в деревню, упаковали все вещи по коробкам; когда стали всё распаковывать — нашла альбом с репродукциями. Вечером села посмотреть и просто была очарована картинами. Они были для меня необычны, довольно иллюстративны, но при этом от них веяло мощью и силой. Так я заинтересовалась творчеством Васильева. Продолжаю делиться с вами тем, что я узнала из той книги. Увы, друзья, я не видела картин в живую, не могу этим похвастаться перед вами. Но уверена, как только выпадет возможность, я поеду в Казань посмотреть его работы в воочию.

А вы знали, что по проведённому опросу в 2000 г. по всей России Васильев вышел на первое место среди 3000 лучших художников России?

Первая выставка картин Васильева прошла в 1978 году в Знаменском соборе в Москве, уже после его кончины. Как вспоминает Анатолий Доронин, друзья художника хотели показать людям картины такого хорошего человека, как Константин, не хотелось им, чтобы забыли его. К удивлению организаторов выставки, народ откликнулся очень бурно, люди выстраивались в огромные очереди, чтобы только взглянуть на полотна Васильева. Именно после этой выставки началась новая жизнь картин этого замечательного художника.

Я решила немного нестандартно написать эту статью: поотвечать на множество вопросов, которые мне написали в комментариях и на почту.

Откуда такой талант у Васильева?

– С раннего детства Константин отличался тем, что любил рисовать. Его мама Клавдия Парменовна считала, что мальчик пошёл в её родню: сама она была урождённой Шишкиной (дальняя родственница того самого художника). Но никто не исключал колоссальную работоспособность мальчика. Когда Константин, будучи ещё подростком, учился в Москве, он, как утверждают биографы, писал великолепные копии с известных мастеров, реалистическая манера письма давалась мальчику легко.

Правда ли, что кроме реалистического направления, Васильев увлекался импрессионизмом?

– Это так, но не совсем. Дело в том, что, художник после окончания художественного училища решил отказаться от реализма в живописи. Ему хотелось как-то по-новому себя выразить, найти своё направление и сказать своё слово в искусстве. Он перепробовал все формы авангарда, писал картины в технике импрессионизма, увлекался — и писал в технике сюрреализма. До 29 лет он искал свой язык в изобразительном искусстве, уходя из одного направления в другое.

Как он пришёл к своей теме, что на него повлияло-то? Вот картина «Северный орёл», а почему этот мужчина как-то неестественно стоит?

Северный орёл. 1969г.
Северный орёл. 1969г.

– Я уже рассказывала историю создания картины, здесь не буду пересказывать её заново. На самом деле в образе героя всё не так просто. Он намного глубже, чем кажется на первый взгляд. Этот персонаж открывает нам целый мир, придуманный художником. Константин Алексеевич не вернулся к реалистической живописи. Вы правильно замечаете, что так голову повернуть невозможно, почти на 180 градусов. Шуба не может так лежать на плечах. Васильев сознательно деформирует пространство, он показывает нам, что в реальной жизни так не бывает. Это его сказочный мир, который он придумал, и если вам он нравится, то вы соглашаетесь с его правилами, а если не любо, то проходите мимо. Константин Алексеевич пытался постичь глубины нашей истории, он хотел узнать всё о наших далёких пращурах, почувствовать их, чтобы достовернее писать их образы. Но как их изображать, с кого? С современников? Это было бы неправильно. Нужно было уйти от реальности куда-то в прошлое, в глубину. Вот такую ставил перед собой задачу художник. Он показывал, что в жизни так не бывает, что в картине существует другое пространство, другое измерение. Художник создал своё направление: он соединил мифотворчество с символизмом. В каждой его картине множество символов, которые работают на образ и состояние атмосферы вокруг него. Как считал Васильев, возрождение Руси начнётся с севера, чем северней народ, тем мужественней он. Именно «Северный орёл» передаёт силу духа народа. Слушая сказания, читая былины и предания, художник решил взять себе псевдоним: «Константин-Великорос». Такую подпись можно увидеть в верхнем правом углу картины. Именно эта картина стала первой в цикле мифологического жанра, и писал он в этой технике до своей кончины, ровно семь лет. Но есть в этом полотне ещё один смысл, как утверждал Васильев: в нашей социальной среде всё перепутано, мужское и женское начало, всё в верх тормашками в отношениях. Нужно развести их по разным полюсам и понять: что такое мужественность и что такое женственность. Северный орёл – символ мужественности и мужского начала.

А вот объясните, что за богатырь в шлеме с орлом «Свентовит»? Это кто? Почему у богатыря есть элементы фашисткой символики?

– Отвечу на этот вопрос, он часто повторяется в комментариях. Но начну издалека.

Художник поставил перед собой задачу воссоздать пантеон славянских богов. В 1969 году, параллельно с вышеописанной картиной, Константин Алексеевич начинает разрабатывать образ Свентовита – верховного правителя славянского пантеона.

Согласно преданиям, в Балтийском море, на острове Руяне, существовал город, в котором находилось святилище. По свидетельству Саксона Грамматика, в богатом аркопском храме стоял идол Свентовита.

Саксон Грамматик (лат. Saxo Grammaticus; ок. 1140 — около 1216 года) — датский летописец, в шестнадцатитомной хронике «Деяния данов» изложивший древнейшие саги.
О личности Саксона Грамматика неизвестно почти ничего, и все упоминания о нём за пределами его собственного труда сомнительны. Непосредственно в «Деяниях данов» говорится лишь, что отец и дед хрониста служили в войске короля Вальдемара I, а сам хронист состоял на службе, но уже не военной, у Вальдемара II. Изощренный стиль латыни Саксона заставляет предполагать, что он получил образование за пределами Дании — вероятно, во Франции.
Существует также версия о том, что Саксон был некоторое время секретарем и доверенным лицом епископа Абсалона (Авессалома) — известного церковного деятеля Дании второй половины 12 века. Прозвище «Грамматик» впервые дано Саксону в хронике 14 века в знак признания его стилистического мастерства.
Из Википедии.

Идол был выше человеческого роста, с четырьмя бородатыми головами на отдельных шеях, обращёнными в четыре разные стороны. В одной руке он держал меч, в другой – рог изобилия. Фигура его была настолько искусно сделана, что её пугались птицы, пролетающие в небе. Лишь один орёл всегда жил и кормился в храме. История крушения аркопского храма и уничтожения верховного славянского божества упоминается в различных источниках. В 1168 году по приказу датского конунга Вальдемара Кнудсона дубовое изваяние Свентовита вынесли из храма и публично сожгли. Позднее сам остров Руян, оказавшийся в руках немецких рыцарей, будет переименован в Рюген. Немцы присвоят себе не только территории, но и многие атрибуты славянской языческой символики. Так в их геральдику прочно войдёт одноглавый аркопский орёл.

Из-за ассоциаций с нацизмом использование свастики зачастую считается синонимом подражания нацистам. Хотя свастика была популярна в культуре ещё далеко, как вы понимаете, до её использования в нацистской Германии.

Но вернёмся к Свентовиту. Он считался богом войны. Он воспринимался язычниками творцом и правителем Вселенной. Он именовался Дедом. Свентовит оберегал людей, заботился о плодородии их земель. Он был огромен, вездесущ, но проявляет себя лишь в отдельных элементах: огне, солнце, воздухе. Световит – это вся природа, среда обитания славян.

Васильев написал могучего воина во весь рост. Он стоит на незримом пьедестале, теряющемся за нижней рамой большой картины. В его руке – огненный меч. На латах на груди выпуклая голова тельца, символизирующая плодородие. На шлеме, раскинув могучие крылья, восседает орёл. Красивое лицо воина утопает в курчавой русой бороде.

— Расскажите поподробнее о старце с филином?

К сожалению, сам автор не успел рассказать о своей картине. Эта картина была последней в творчестве Васильева, буквально через 10 дней его не стало. Название картины «Человек с филином» закрепилось после посмертной выставки Васильева. Давайте рассмотрим картину повнимательнее. На ней изображён старец, в одной руке он держит свечу, на другой руке у него сидит филин. Под ногами старца сгорает свиток, на котором изображена карта России и написаны инициалы автора: «Константин-Великорос». Что это значит? Как объясняет это биограф Анатолий Доронин, художник закладывал такой смысл: «Всякая творческая мысль, рождённая из знания, способна достичь космических высот. Но сгорает имя! Истинный художник, истинный мыслитель должен полностью забыть о себе ради людей, ради своего народа. Только тогда он становится живительной силой. Творчество — одно из величайших проявлений человеческого духа.»

Если мы посмотрим выше, то увидим пепел, летящий от огня и превращающийся в дуб. Дуб в славянской мифологии символ жизни, символ вечности. В правой руке старец держит свечу – светоч, то главное ради чего приходит человек в эту жизнь. Пламя свечи освещает лик старца, сосредоточенно смотрящего куда-то за пределы картины. Глаза старца пугают и привораживают одновременно, в них что-то неземное и холодное. В левой руке плеть, символ аскезы, самоограничения без чего высокой цели не достичь. На перчатке сидит филин – символ мудрости, птица, для которой не существует тайн даже под покровом ночи. Картина нам рассказывает о жизни, о её бесценности, развитии и неумолимого движения.

Константина Алексеевича давно нет в живых, а его полотна живут и своей многослойностью заставляют нас задуматься над смыслом этой жизни. На такой немного печальной ноте я хочу завершить эту статью. Я даже не представляла, сколько символов заложено в каждой из этих картин. К моему стыду, всего сразу я не поняла, но когда стала читать подробно воспоминания его родных, друзей и биографов, то прониклась огромным уважением и любовью к этому мастеру.

Продолжение следует…