Как делают двигатели для самолета Путина

13 May 2019
2,2k full reads
2,5 min.
2,4k story viewsUnique page visitors
2,2k read the story to the endThat's 95% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

В прошлом году я был в Перми на заводе "Пермские моторы". На этом заводе делают двигатели ПС-90А, которые, в том числе, устанавливаются и на самолеты нашего Президента. И так уж случайно получилось, что когда мы были на Загородной испытательной станции (ЗИС) - комплексе для испытаний реактивных двигателей, там же находился двигатель ПС-90, но не обычный, а с литерой "СН", что означает "Спецназначение".

На фото выше как раз тот самый двигатель. Конечно, фотографировать его нам категорически запретили, ведь любой человек, разбирающийся в двигателях, тут же увидит, что "в подкапотном пространстве" на самом деле скрывается двигатель Rolls-Royce. Но я не мог поступиться своей журналисткой честью, я должен был рассказать правду. И рискуя свободой, может даже жизнью, я сделал эту фотографию, незаметно для кишевших вокруг двигателя ФСБшников. Шутка. Конечно же это ПС-90.

Но почему же литера у двигателя своя -"СН", значит он чем-то все же отличается от обычных?

Да, отличается. Но не сборкой. На самом деле любой двигатель на Пермских моторах собирается под строжайшим контролем, и делается настолько надежным, насколько это возможно. Никакого разделения типа "этот двигатель мы сделаем хорошо, а на этом можно и схалтурить" нет, что кстати подтверждается тем, что особых нареканий к ПС-90 ни у кого нет. А ведь эти моторы работают не только под крылом самолетов, но и в составе наземных газотурбинных установок, применяемых, например, в компрессорных станциях на газо и нефтепроводах.

Для любого соединения в двигателе используется контровка. Причем, все это подотчетно, все тщательно проверяется, результат проверки каждого соединения заносится в специальный журнал, а случаи обнаружения незаконтренного соединения это ЧП, по каждому из которых проводится расследование не только для установления личности того, кто это допустил, но и причин, по которой сборщик это допустил (не выспался, проблемы в семье). Подробнее о сборочном цехе "Пермских моторов" можно почитать в моей статье.

А мы вернемся к ПС-90СН. Итак, если в сборке разницы нет, то в чем же тогда?

Разница в испытаниях. Каждый двигатель, перед передачей заказчику, проходит испытания на ЗИС. Так вот, двигатели с литерой "СН" проходят испытания дважды. После первого испытания его полностью разбирают на заводе, проверяют, собирают и снова отправляют на испытания, и только после этого передают заказчику.

Вот и весь секрет. Никаких особенных двигателей на самолете Президента нет.

Кстати, если вам интересно, вот мой полный репортаж о ЗИС. И очень интересный репортаж о "Пермских моторах".

Не забывайте подписываться на мой канал.