Учителя в советское время и сейчас: сравнение

480 прочитали

Воспоминания – вещь коварная. Со временем плохое забывается, хорошее – усиливается. К тому же, многое зависит от региона, обстоятельств, личности конкретного человека.

Поэтому в серии своих заметок о том, как работали учителя в советское время, буду опираться не только на воспоминания моих коллег, но и на архивную работу, которая была мной в свое время проделана.

Итак, первые 3 отличия, которые наиболее очевидны.

1. Социальный статус учителя

Учитель в те времена была профессия действительно уважаемая. К нему приходили посоветоваться, к его рекомендациям прислушивались.

Если сейчас, например, 2 ребенка подерутся, то кто виноват? Учитель. Родители бегут строчить жалобы и претензии. А раньше никто не делал из этого проблему. Ну, мальчишки иногда дерутся – это бывает. Ничего страшного. Родители, узнав о происшествии, делали сыну замечание и перед учителем извинялись, теперь – в 9 случаях из 10 – обвиняют школу и устраивают скандалы.

Источник фото: @HistoryFoto
Источник фото: @HistoryFoto

2. Бюрократия

Работая со школьным архивом и в музее, была удивлена, насколько маленький был документооборот в школах в советское время. Совершенно не сопоставим по объему с нынешним.

И учителя, работавшие в советское время, это подтверждают. Бумаг было в разы меньше – порядка и разумности больше.

3. Профессиональная свобода

На уроках можно было просто учить, а не мучительно пытаться соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам. Можно было интересно преподавать свой предмет, а не бесконечно натаскивать учеников на ОГЭ/ЕГЭ. Да, и идеология была, но не в таком масштабе, как сейчас (об этом в отдельной статье напишу).

Часто удивлялась, когда рассматривала школьные альбомы моего коллеги-историка. "А это вы где?" "Это мы на Кавказе... А это в Карелии... А это в Казахстане"... "Ну, просто взяли и поехали. А что тут такого?"

Мой коллега исколесил с ребятами половину Советского Союза. Много было поездок с палатками, походными котелками – вот вся эта туристическая романтика.

Сейчас такая свобода просто немыслима: любой, самый короткий краеведческий маршрут требует согласования в различных инстанциях, невероятного количества бумаг, соответствия всем санитарно-гигиеническим и иным требованиям. Удивительно, как раньше без этого обходились и ничего – все живы-здоровы были!

В следующих статьях продолжу разбирать отличия и опубликую отрывки из школьных документов к. 1950-1960-х гг. Мы с ребятами их изучали, когда писали научную работу, некоторые интересные материалы оттуда сохранились.