Как понять, что с клиентом не нужно работать

12.01.2018

Я сталкивалась с такой точкой зрения, что если вы начинаете свободное плавание и работаете на себя, то ценен каждый клиент, каким бы он ни был. И отказываться даже от одного клиента, стратегически не верно. Ведь это в итоге и доход, и заполнение портфолио, и амбициозная цель, и проверка себя, что вы справились...

Но все ли так гладко и просто?

Лично я для себя выделила несколько критериев и особенностей клиентов, с которыми я точно не стану работать.

  • Потенциальный клиент то появляется, то пропадает, то у него отпуск, то командировка, то много дел, то важные встречи... Короче, он никак не может найти время на вас, чтобы окончательно все обсудить или подписать договор. Он вроде бы и согласен начать работать, но у вас что-то все никак не складывается с окончательной решающей встречей. О чем это может говорить? Скорее всего, он либо передумал, но не знает, как вам об этом сказать, поэтому находит миллион и одну причину, чтобы вам об этом не сообщать. Либо у него, что называется "не горит" решение тех задач, что предлагаете вы. Либо эти задачи для него кто-то закрывает, и его как-то более-менее это устраивает, хотя периодически его срывает, и он пытается что-то изменить. Такого клиента можно "дожать", беря измором, но получите ли вы удовольствие работая с ним? Или просто поимеете массу головной боли? 
  • Клиент, который очень многое хочет бесплатно или за небольшую сумму. Скорее всего, у вас будет множество встреч, на которых с вами будут торговаться, выспрашивать детали, просить рассказать подробнее или сделать что-то в качестве теста бесплатно. Причем, возможно, после того, как вы что-то сделаете, вас попросят еще что-то, а потом еще что-то. С такими клиентами следует договариваться обо всем, что называется, "на берегу", причем, обо всех нюансах и границах проекта и конкретно вашей деятельности. Постарайтесь уточнить, есть ли вообще у клиента деньги, или он за небольшую сумму вынесет вам мозг и испортит здоровье. 
  • Клиент не может ответить на вопрос, что же он хочет видеть в итоге, и как он поймет, что задача выполнена. Я допускаю, что иногда видение результата нужно "выстрадать", но если клиент не может увидеть его даже с вашей помощью, то наверное стоит бежать от такого клиента как можно быстрее. Если вы вдруг начнете с ним работать, то, скорее всего, его желания будут меняться по 10 раз в неделю, а то и чаще, и в итоге окажется, что вам нужно будет сделать то, под чем вы вообще не подписывались.

А вообще, основной совет, это просто прислушиваться к интуиции. Обычно она не врет. И если вы чувствуете дискомфорт и непонятный страх или вам неуютно, то подумайте 10 раз перед тем, как начать эти новые бизнес-отношения.