5 причин выгорания начинающих управленцев (и почему им не помогут психологи)

Практически каждый молодой управленец, впервые получивший подчиненных, в течение первого года переживает карьерный кризис и разочарование в должности и/или компании. Процентов 40 не выдерживают вовсе, возвращаясь на линейную позицию, или подменяют проблему — переходят в другую компанию, думая, что дело именно в этом. Но от перемены мест слагаемых…

Почему же наступает этот кризис на самом деле? Причин несколько:

  • несоответствие своих представлений об управленческой позиции реалиям — ответственности и тумаков становится много больше, зона комфорта потеряна, а пряники от новой должности совсем не очевидны (обычно на этом этапе их просто нет);
  • псевдопрофессионализм («Я уже умею все») и, как следствие, большие проблемы вплоть до увольнения;
  • усталость от неумения делегировать;
  • неумение требовать с подчиненных и коллег, в сути — не приняли как главного;
  • неумение увольнять (страх и мягкость).

Обычно на этом этапе в жизни молодого управленца появляются психологи, которые начинают активно клевать мозг, в сути просто вытягивая деньги. Они говорят — мы поможем, это просто кризис межличностного общения, кризис вашей уверенности, мы дадим вам рецепты, мы научим. И молодые управленцы радостно бегут, предполагая, что где-то у более взрослых людей есть волшебная таблетка, принимая которую месяц или три месяца ты вдруг этим самым успешным управленцем станешь и все наладится.

На самом деле такой психолог попросту вреден. Потому что он поощряет бездействие и страх, он не в состоянии побороть профессиональное выгорание. Ведь что лежит в основе кризиса?

Страх идти дальше.

Как с ним бороться?

Как ни странно, идти дальше, одновременно учась у профессионалов. Именно у профессионалов в своей среде, которые росли раньше вас в компаниях и имеют реальный управленческий опыт в близкой вам среде. Человеку просто необходим такой ментор-практик (отнюдь не супер раскрученная звезда, а человек на 2–3 позиции выше в компании аналогичного типа). И вот на его менторство и нужно тратить деньги.

Любой психолог здесь очень похож на лайкающего человека в фейсбуке. Каждый продающий что-то через фейсбук ЗНАЕТ, что лайкающий — это антипродажа. Ему кажется, что он уже совершил действие, поэтому покупать он сейчас не готов.

Простой алгоритм — лайкнул/не купил — в этом случае работает также во взаимодействии молодых профессионалов с профессиональными психологами: вывалил свой страх на другого, ушел в рефлексию, значит, не сделал шаг.

Помните маленьких детей, учащихся ходить? Они падают . встают и идут снова. По пятьсот раз за день падают, и встают, и идут. И так научаются. И каждая мама знает, если ребенок не падает и не встает, а постоянно просится на ручки, он долго не будет ходить. Он не пробует. Он боится.

Единственный рецепт — поставить на землю и отойти, чтобы он пошел.

Что нужно делать молодому управленцу, попавшему в такой кризис?

После того, как вы найдете реального ментора-наставника (пожалуйста, не берите теоретиков-психологов и теоретиков коучей), научитесь нескольким приемам, исходя из конкретной причины неудач:

  • Не умеете делегировать? Всегда в начале задачи думайте «Кто это будет делать» вместо «Как это сделаю я». Учитесь ставить задачи так, чтобы исполнитель имел свободу действий на коротком этапе — то есть внутри этапа давайте свободу, но по каждому результату контролируйте.
  • Страдаете псевдопрофессионализмом? Запретите себе принимать быстрые решения и каждый шаг решения изучайте вглубь на два уровня на предмет рисков.
  • Не умеете требовать с подчиненных? Решайте запретом приходить к вам с любым вопросом, ответ на который находится в рамках 10 кликов в гугле. Научите приходить к вам не с «не знаю, не умею», а с вариантами решений.
  • Не умеете увольнять? Решайте простым тренингом «Как уволить "без лички"?» Если пересказать суть коротко (там много нюансов): регулярно давайте обратную связь, в том числе и негативную, но без лички — указываем на пробелы в работе, а не «Ты дурак»; предупреждайте, что работа не получается и четко объясняйте почему; увольняйте, если решили, быстро и аргументировано, но доброжелательно. Доброжелательно —  это когда вы перечисляете все пробелы, которые человек допустил и так и не исправил (тут важно, чтобы ранее человек о них от вас многократно слышал конкретику, а не просто «Мне не нравится»).

Главное помните, что если вас посетили мысли о том, что вы не справляетесь и пора бросить все — это еще не значит, что работа вам действительно не подходит. Вполне вероятно, что вы находитесь на своем месте, и просто испытываете временный кризис компетенций или навыков. К счастью, победить профессиональное выгорание реально, и совсем не обязательно искать для этого новую работу.  

Удачи!

***

Подписывайтесь на наш блог, ставьте пальцы вверх и мы будем радовать вас полезными материалами о карьере и самыми актуальными вакансиями еще чаще :)