Если в вашей компании кризис: как определить и что делать?

17 September 2018

Здравствуй, приближающийся осенний кризис в сотнях, а то и тысячах российских компаний! Мы тебе не рады, но ты не застанешь нас врасплох. Давайте сегодня заранее подумаем о том, как диагностировать кризис в своей конторе на ранних стадиях и что делать, если вы его все же обнаружили.

Предположим, у вас нет доступа к финансовой отчетности компании, в которой вы работаете. И вы не знаете ее состояния. Но нервничаете. На что в этом случае обратить внимание?

Вот несколько примет надвигающегося кризиса в компании:

  • Повышенная нервность у руководства. Вдруг вы обнаруживаете, что все боссы необычно для себя засиживаются допоздна, ходят с нервным видом, начинают контролировать то, что ранее и не пытались (например, расходы на бензин или гостиницы, даже если они не превышают установленный лимит). Вас всех просят написать о ваших первоочередных задачах, заставляют делать какие-то бессмысленные дополнительные отчеты, и главное — звучит фраза: «А давайте подумаем над дополнительными источниками финансирования?»
  • В офисе урезаются мелкие приятности, к которым вы привыкли. Верный признак надвигающегося финансового коллапса — качество бумаги, жидкого мыла и прочих вещей в туалетах. Это было бы смешно, если бы не было так грустно. Качество ухудшилось серьезно? Вероятнее всего, компании нехорошо.
  • Ваши партнеры по бизнесу начинают требовать большей предоплаты, чем ранее. Это значит, что либо в отрасли вообще пипец, либо ваша компания им всерьез задолжала и кормит «завтраками».
  • Начались увольнения по собственному желанию в финансовых отделах и бухгалтерии. Обычно люди, работающие в финансах, очень стабильны, поэтому если вдруг в этих отделах начинаются «исходы», будьте начеку — уходят те, кто знает реальное положение дел.
  • Ваш шеф или шеф всех шефов внезапно начинает писать всем письма в стиле Карнеги — мы крутые, мы лучше всех, вся сила в команде, мы победим! Если он не делал этого ранее, вероятнее всего, вступают в дело странные нематериальные принципы якобы мотивации команды, так принятые в наших корпорациях, где западные консультанты перемешаны с российским разгильдяйством.

Подчеркнем — ни один из перечисленных признаков не является достаточным, чтобы с точностью в 100% понять, что в компании плохо. Однако совокупность хотя бы нескольких из них дает повод всерьез задуматься о том, как быть дальше.

Правило первое и самое важное — не истерите, на истерике принимаются самые неправильные решения. Действуйте по плану:

  • Выясните, идет ли речь о кризисе в компании или в отрасли. Выяснить это довольно просто — спросить за ужином у своих конкурентов-друзей, как обстоят дела в их компании. После второго-третьего бокала расскажут честно.
  • Тут первая развилка: если кризис в отрасли — ищем вакансии вне отрасли.
  • Если кризис пока только в вашей компании — нет, не бежим к конкурентам, а думаем и анализируем. Вы точно уверены, что это не отраслевой кризис, который просто вашу компанию задел первой? Абсолютно точно? Ну, если вы уверены, то тогда смотрим на вакансии конкурентов.
  • Набираем пул вакансий. Задаемся вопросом, а правда ли у них лучше, чем у нас? Они всерьез ищут на рост или пытаются заткнуть дырки из таких же ушедших людей? Тут вам помогут очень личные связи в отрасли и между отраслями.
  • В результате анализа с большой вероятностью понимаем, что приличных вакансий мало. Это вам не 2012, когда за любым сотрудником стояла очередь из работодателей.

Что делать?

  • Идти в пригосударственный сектор. Стабильность в целом выше.
  • Учиться, если есть сбережения. Сейчас лучшее время для МВА, второго высшего, бизнес-курсов — всего, что поможет переждать и сориентироваться.
  • Начать собственное маленькое дело — пока еще можно поднять инвестиции. Уже сложно поднимать от фондов с иностранными LP, но от фондов и инвесторов, находящихся в России, вполне можно. Они тоже срочным образом думают, куда вкладываться, правда теперь делают это значительно аккуратнее. Идеальный вариант собственного дела сейчас — пекарня, работающая на один маленький микрорайон, мастер-классы по риторике для детей, отель на Байкале. Ну, вы поняли масштабы.
  • Рожать, если позволяет состояние свое или мужа.

Основные риски смены работы, если в компании кризис:

  • У конкурента может быть еще хуже: прежде всего, с точки зрения вашей карьеры-движения вперед и интересности работы. Решение принимаем только после внимательного анализа отрасли и многоуровневых инсайдов.
  • На самом деле в вашей компании был не кризис, а кассовый разрыв, которым богато это лето, а вы испугались, потеряли хорошую работу, а новую так и не нашли. Как решаем? Отсутствием истерики. Не торопимся с выводами. Смотрим несколько месяцев, что происходит. И принимаем решение об уходе только когда понимаем, что процесс, видимо, необратим.
  • Ваш босс узнает, что вы ходите по собеседованиям раньше, чем у вас на руках новый оффер, и увольняет вас, да еще и распускает о вас всякую гадость по рынку. С гадостью боремся рекомендациями и добрым именем. С первой частью боремся наличием некоторых накоплений и просьбой о конфиденциальности на собеседованиях. Впрочем, гарантии тут никто не может дать, так что все равно на свой страх и риск.

Давайте без иллюзий. Кризис будет, точнее, он уже есть. Однако его можно не просто пережить, на нем можно сделать блестящую карьеру. Например, самым простым способом — не уходить из компании, если в нее верите, а пахать вместо ушедших так, что в результате и компанию вытащите, и себя «поднимете» на новые высоты. Мир тем и интересен, что вариантов в нем всегда миллион.

***

Подписывайтесь на наш блог, ставьте пальцы вверх и мы будем радовать вас полезными материалами о карьере и самыми актуальными вакансиями еще чаще! :)