Обзор необычного немецкого велосипеда Westerheide-Tiefbaurad 1953 года из коллекции Веломузея.

233 full reads
317 story viewsUnique page visitors
233 read the story to the endThat's 74% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Представляю вам необычный велосипед Westerheide-Tiefbaurad из коллекции Веломузея. Он изготовлен компанией Walter Westerheide в 1953 году. Оригинальный дизайн этой веломашины привлекает внимание. На первый взгляд велосипед похож на детский, однако это не так – это вполне «взрослая» компактная машина, предназначенная для городских поездок на небольшие расстояния. Скромные габариты обеспечивают удобное хранение велосипеда в квартире и перевозку в автомобиле. Шины - «дутики» диаметром 12 дюймов позволяют с комфортом перемещаться по городской брусчатке. Благодаря этой модели фирма Walter Westerheide оставила свой след в мировой истории велосипеда.

Немецкий велосипед Westerheide-Tiefbaurad 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий велосипед Westerheide-Tiefbaurad 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий велосипед Westerheide-Tiefbaurad 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий велосипед Westerheide-Tiefbaurad 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий велосипед Westerheide-Tiefbaurad 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий велосипед Westerheide-Tiefbaurad 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Название Tiefbaurad можно перевести, как «низкорамный велосипед». Наименование связано с оригинальной формой рамы с нижней трубой, проходящей под кареткой, а не с предназначением веломашины. ;-)

Необычный дизайн рамы восходит к детскому велосипеду «NUFI-Roller», который бременский торговец печами Kuhlmann построил в 1951 году на слесарном заводе под названием Nustede & Fisher. Из начальных букв владельцев фирмы получилось своеобразное название. Прототип имел несколько иную конструкцию рамы, отличающуюся от более позднего серийного производства. Велосипеды NUFI выпускались небольшими тиражами с 1952 года. Изобретатели и производители провели рекламную кампанию, во время которой организовывались рекламные поездки для всех желающих. Модель получила популярность, но мощностей завода Nustede & Fisher не хватало для крупносерийного производства.

Немецкий велосипед Westerheide-Tiefbaurad 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий велосипед Westerheide-Tiefbaurad 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий велосипед Westerheide-Tiefbaurad 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий велосипед Westerheide-Tiefbaurad 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий велосипед Westerheide-Tiefbaurad 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий велосипед Westerheide-Tiefbaurad 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий велосипед Westerheide-Tiefbaurad 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий велосипед Westerheide-Tiefbaurad 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий велосипед Westerheide-Tiefbaurad 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий велосипед Westerheide-Tiefbaurad 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий велосипед Westerheide-Tiefbaurad 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий велосипед Westerheide-Tiefbaurad 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Тогда компания Walter Westerheide выкупила права на конструкцию и организовала массовый выпуск велосипедов, получивших название Westerheide-Tiefbaurad. Первоначально модель все же считалась детской, но чуть позже фирма стала позиционировать его как безопасный компактный городской велосипед для всех возрастов. Удлиненные шток руля и подседельный штырь позволяли настроить машину под любой рост. В рекламных проспектах всегда подчеркивалась безопасность вождения, благодаря низкому центру тяжести и небольшое пространство, занимаемое при парковке велосипеда. Эти свойства были оценены потребителями и множество велосипедов было закуплено для эксплуатации в детских парках, где дорожная полиция обучала школьников правилам дорожного движения и безопасной езде по дорогам общего пользования. Несколько поколений немецких школьников приобрели свой первый опыт вождения на велосипедах Westerheide. Модель Westerheide-Tiefbaurad выпускалась до начала 1960-х годов.

Немецкий велосипед Westerheide-Tiefbaurad 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий велосипед Westerheide-Tiefbaurad 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий велосипед Westerheide-Tiefbaurad 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Велосипедная компания Walter Westerheide из города Билефельда, основанная в 1923 году, до недавнего времени являлась одной из старейших действующих велосипедных фабрик Германии. Кроме того, компания всегда оставалась в семейной собственности, основателям компании Вальтеру Вестерхайде, его сыну Вольфгангу и их наследникам удалось успешно поддерживать работу в течение более чем 80 лет. Небольшой завод расположен в районе Билефельда Штигхорст.

Немецкий велосипед Westerheide-Tiefbaurad 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий велосипед Westerheide-Tiefbaurad 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Немецкий велосипед Westerheide-Tiefbaurad 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Вальтер Вестерхайде, родившийся в 1902 году, в 1920 году начал обучение в качестве механика у Карла Стратемана, владельца крупной автомобильной мастерской в Билефельде. После успешно оконченного обучения Вальтер Вестерхайде отважился на организацию собственного бизнеса, вдохновившись примером своего дяди Генриха Вестерхайде, занимавшегося окраской м ремонтом велосипедов в собственной мастерской. Молодой механик начал довольно скромно – с основания в 1923 году мастерской по ремонту велосипедов. Пайка или сварка неисправных рам и вилок тогда были вполне обычным ремонтом; в трудные времена между инфляцией (до конца 1923 года) и Великой депрессией (с 1929 года) всю технику ремонтировали до тех пор, пока она действительно не приходила в состояние, годное только для металлолома. Начав с ремонта велосипедов, Вальтер Вестерхайде постепенно перешел к изготовлению собственных рам и вилок. Окраска производилась в мастерской дяди Генриха, располагавшейся неподалеку. Предприятие Walter Westerheide быстро росло и к началу 30-х производило самостоятельно большую часть комплектующих для собственных веломашин. Хотя вторая половина 1930-х годов принесла для компании экономический подъем, Вестерхайде, как и почти все предприятия металлообрабатывающей промышленности, с 1936 года был подчинен национал-социалистическому четырехлетнему плану, а предпринимательская самостоятельность в последующие годы все больше и больше ограничивалась. В годы Второй Мировой войны предприятие выполняло военные заказы. В отличие от крупных предприятий велосипедной промышленности в Билефельде, таких как Anker , D ü rkopp , Falter и G ö ricke , небольшая фабрика Westerheide практически не пострадала от бомбардировок британских и американских ВВС. После окончания войны в положение предприятия было неопределенным. Английская оккупационная администрация первоначально запрещала любое дальнейшее производство. Позже запрет сняли, но производственная деятельность регулировалась выдачей лицензий и квот на получение сырья и материалов. Оккупационные власти демонтировали оборудование заводов, занимавшихся производством военной продукции и вывозили его в Великобританю в качестве репараций. Чтобы спасти от конфискации хотя бы некоторые из ценных машин и инструментов, Вальтер Вестерхайде и его сотрудники разобрали их и спрятали детали в отдаленных уголках завода. До того, как Вестерхайде смог вернуться к производству велосипедов, прошло еще несколько лет, так как предприятию были навязаны заказы по производству комплектующих для близлежащей бумажной фабрики Feldmühle.

Эмблемы велосипедов Westerheide.
Эмблемы велосипедов Westerheide.
Эмблемы велосипедов Westerheide.

В конце 1940-х годов наконец-то было восстановлено велопроизводство. На велосипеды в разрушенной войной стране был большой спрос, от чего выиграли не только крупные заводы, но и такие небольшие предприятия, как Westerheide. Владельцы активно использовали кооперацию, закупая комплектующие у сторонних производителей. Сборка велосипедов осуществлялась в специальном цехе. На относительно небольшой площади фабрики производили от 20000 до 25000 велосипедных рам в год. При максимальной нагрузке и двухсменном режиме производилось до 500 рам в день. В середине 1950-х спрос на велосипеды упал и фирма стала активно продавать велосипеды через крупные универсальные магазины. По мере того, как спрос внутри страны продолжал снижаться, экспорт оставался последним спасением. Многие рамы и комплектные велосипеды Westerheide отправлялись в Нидерланды и в Швейцарию. Экзотическими направлениями для экспорта детских велосипедов и самокатов на короткое время были Чакабуко (Чили) и Мельбурн (Австралия). В 1950-х годах большой успех фирме принесло производство необычного велосипеда Westerheide-Tiefbaurad на 12-дюймовых колесах. Веломашины классической конструкции производились параллельно с этой моделью. В начале 60-х модель Tiefbaurad усовершенствовали, изменив конструкцию рамы и установив колеса диаметром 18 “. Новая подростковая модель продержалась в производстве до 2003 года. В период с 1923 по 2003 год в общей сложности завод изготовил около 1,5 миллионов рам и комплектных велосипедов.

Подписывайтесь на канал и узнаете много интересных фактов из истории техники и спорта!

Участник московского Исторического Велопробега 2014 года в костюме католического священника, с велосипедом Westerheide-Tiefbaurad 1953 года. Велопробег организован Веломузеем Андрея Мятиева.
Участник московского Исторического Велопробега 2014 года в костюме католического священника, с велосипедом Westerheide-Tiefbaurad 1953 года. Велопробег организован Веломузеем Андрея Мятиева.
Участник московского Исторического Велопробега 2014 года в костюме католического священника, с велосипедом Westerheide-Tiefbaurad 1953 года. Велопробег организован Веломузеем Андрея Мятиева.