Обзор редкого голландского двухподвесного велосипеда Simplex 1953 года из коллекции Веломузея.

<100 full reads
135 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 64% of the total page views
2 minutes — average reading time

Замечательный экспонат Веломузея - дорожный велосипед необычной конструкции, изготовленный голландской компанией Simplex в 1953 году. Модель называлась «скользящий велосипед» (gliding bicycle) и была, как сейчас бы классифицировали, «двухподвесом», вернее – «полутораподвесом». ;-)

Велосипед Simplex 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Simplex 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Simplex 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Simplex 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Simplex 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Simplex 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Передняя вилка маятниковой конструкции имеет в качестве упругого элемента 2-листовую рессору. Задней подвески в классическом понимании нет, но имеется сложная подвеска седла на 4-листовой рессоре с применением телескопической подседельной трубы и фрикционного амортизатора. Рама велосипеда имеет довольно сложную форму. Передний тормоз барабанного типа; сзади – классическая тормозная втулка. Интересен картер цепной передачи, характерный для голландских велосипедов – он имеет металлическую рамку и боковины из… клеенки. Довольно практичное техническое и дизайнерское решение!

Велосипед Simplex 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Simplex 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Simplex 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Модель «Скользящий велосипед» была представлена в 1952 году и позиционировалась, как комфортабельный велосипед для езды по любым дорогам. На практике, новая модель не пользовалась спросом из-за очень большого веса (около 25 кг) и довольно сомнительной работы подвески. В результате, «скользящих» выпускали всего полтора года. В наше время эта модель – желанная добыча для коллекционеров велосипедов и прекрасный экспонат для музеев техники.

Велосипед Simplex 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Simplex 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Simplex 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Simplex 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Simplex 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Simplex 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Simplex 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Simplex 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Simplex 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Simplex 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Simplex 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Simplex 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Компания Simplex была основана в апреле 1887 года, как Simplex Automatic Machine Company, и базировалась в Утрехте. Основателем фирмы был англичанин Чарльз Бингхэм, известный как один из создателей (1883) и первый президент Anwb (Royal Dutch Touring Club). Первоначально фирма занималась производством весов и торговых автоматов. В 1890-м компания Simplex прекращает производство торговых автоматов и начинает выпускать велосипеды под маркой Simplex. В 1892 году следует значительное расширение фабрики – теперь на ней трудятся более 60 рабочих. В 1893 году к руководству присоединяется Пит Левенберг из Делфта. В том же году он является одним из инициаторов создания RAI (Ассоциации голландских производителей велосипедов). Через несколько лет он возглавил всю компанию. Левенберги были в Совете директоров до 1959 года. В 1896-м фирма перемещается в Овертум в Амстердаме. В тот момент в компании работало 100 человек и она производила около 5000 велосипедов в год, являясь самым крупным производителем велосипедов в Голландии. В 1899 году следует переименование компании в "NV Simplex Machine-, Rijwiel- en Automobielfabrieken" (Simplex Machine-, Bicycle- and Carworks Inc.). В начале ХХ века компания начинает производство мотоциклов, автомобилей и железнодорожных дрезин различных типов, но производство велосипедов все равно остается приоритетным. Статус крупнейшего производителя велосипедов в Голландии фирма удерживает за собой еще очень долго – более полувека. В 1936 году производство модернизируется и компания производит более 35000 велосипедов в год. Военные годы были трудны и производство сильно сократилось. В 1952 году Simplex объединяется с другим крупным велопроизводителем – компанией Locomotief. Этот шаг оказался удачным - в 1960 году объединение производит около 55 000 велосипедов в год, что составляет 10% от общего объема велопроизводства в Голландии. Но шестидесятые годы оказались сложным периодом для велосипедной индустрии в целом. В 1965 году производство Simplex / Locomotief было объединено с компанией Junker в Апелдорне. В Амстердаме остался только отдел продаж. Двумя годами позже Симплекс, Локомотив и Юнкер объединяются в голландский союз производителей велосипедов (Verenigde Nederlandse Rijwielfabrieken-VNR). Слияние не дает желаемого результата, и в 1968 году еще один голландский крупнейший велосипедный концерн Gazelle берет на себя управление VNR, а 3 известнейших исторических бренда выпускаются уже только как модели Gazelle. В 2000 году Gazelle продает бренд Simplex немецкой компании ZEG, занимающейся розничной продажей велосипедов и активно работающей в нескольких странах.

Подписывайтесь на канал и узнаете много интересных фактов из истории техники и спорта!

Велосипед Simplex 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Simplex 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Simplex 1953 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.