23 вопроса, которые должен задать заказчик разработчику приложений

22 February 2019
23 вопроса, которые должен задать заказчик разработчику приложений

Веб-студий на рынке пруд пруди. Большинство из них предлагает услугу разработки игр и мобильных приложений. Создание аппа занимает минимум 3 месяца и обходится недешево. Чтобы не потратить время и деньги впустую важно сразу найти хороших подрядчиков.

Косвенно оценить профессионализм можно «с порога» по стилю ведения деловой переписки. Обратите внимание на:

  • скорость реакции на ваши письма;
  • грамотность;
  • развернутость ответов;
  • вежливость.

Адекватность общения - очевидный критерий, не будем его расписывать. Далее приведем список вопросов, которые заказчик должен задать компании-разработчику.

1. Могу ли я посмотреть ваше портфолио

2. Могу ли я поговорить с некоторыми из ваших клиентов

3. Есть ли у вас профильные награды

4. Какие услуги включены в стоимость

5. Какие услуги входят в пост-запуск

6. Осуществляете ли вы релиз продукта в магазины приложений

7. Какие технологии вы используете

8. Разрабатываете ли вы приложения для нескольких платформ

9. Показываете ли вы прототипы фокус-группам

10. Могут ли функции приложения быть изменены в процессе разработки

11. С какой периодичностью я буду видеть промежуточные результаты

12. Покажите примеры админпанели

13. Как происходит процесс тестирования

14. Беретесь ли вы за доработку чужого проекта

15. Какие PM-методологии внедрены у вас в компании

16. Расскажите о вашей команде

17. Есть ли у вас полная команда внутри компании

18. Как менеджер контролирует работу

19. Как происходит коммуникация, сколько и в какое время вы будете на связи

20. Могу ли я посмотреть шаблоны договоров

21. У кого остается код и макеты после прекращения сотрудничества

22. В каких случаях можно прекратить сотрудничество без потерь

23. Предлагаете ли консалтинг

1.Могу ли я посмотреть ваше портфолио

Один из первых моментов для обсуждения. «Зеленые» студии не могут подкрепить обещания осязаемыми результатами. Они либо не имеют ни одного успешного кейса, либо не довели заказы до релиза.

Попросите потенциального подрядчика показать портфолио. Оно даст представление о предоставляемых услугах, качестве выполненной работы, используемых технологиях, сложности проектов. Желательно, чтобы веб-студия имела опыт разработки в вашей нише.

Уточните, какие именно этапы выполнял подрядчик и как он может доказать причастность к данному проекту. Бывает, что студия делает только часть работ, например, дизайн, а потом прекращает сотрудничество с клиентом. При этом ничто не мешает разработчикам присвоить авторство.

А что в AppFox?

Ссылка на наше портфолио - здесь. В него попадают только проекты, вышедшие из-под NDA. По состоянию на март 2019 года, компанией AppFox реализовано более 40 проектов.
С каждым заказчиком мы заключаем договор подряда, в котором указывается перечень предоставляемых услуг. По факту выполнения этапов уполномоченные представители AppFox и клиента подписывают акты сдачи-приемки. В конце сотрудничества мы презентуем проект в целом.
Если хотите проверить нашу причастность к созданию приложений / игр / сайтов из портфолио, вы можете запросить копии документов. Для этого отправьте письмо-запрос по интересующим вас проектам на почту info@appfox.ru с темой «Нужно подтверждение портфолио».
23 вопроса, которые должен задать заказчик разработчику приложений

2. Могу ли я поговорить с некоторыми из ваших клиентов

Возьмите контакты бывших клиентов. Напрямую разузнайте о впечатлениях от команды, подводных камнях, всплывших в процессе. Отправной перечень вопросов:

  • Доволен ли бывший клиент ходом сотрудничества и результатами?
  • Был ли он вовлечен в разработку? В чем участвовал, как часто получал отчеты?
  • Как быстро команда поняла идею продукта?
  • Предлагали ли ему какие-либо решения, чтобы сделать продукт быстрее / лучше / дешевле? Советовали ли клиенту функции, которые стоило бы добавить или опции, от которых следует отказаться?
  • Может ли он оценить квалификацию команды по шкале от 1 до 5?
  • Были ли офлайн встречи? Как проходила коммуникация? В каком формате показывали демо?
  • Понятно ли было содержание отчетов? Насколько развернуто отвечали на вопросы?
  • Порекомендовал ли он эту компанию?

Отсутствие лояльных клиентов должно стать тревожным сигналом. Но учтите, полный список вам никто не даст – часть проектов может быть под NDA, часть – слишком «крупная рыба», которую разработчикам не хотелось бы беспокоить.

А что в AppFox?

Если хотите пообщаться с нашими бывшими и текущими заказчиками, отправьте письмо-запрос с описанием вашего проекта на почту info@appfox.ru с темой «Нужны рекомендации». Мы выберем из нашей базы продукты, максимально похожие на ваш, и предоставим контакты наших клиентов.
Наши клиенты осведомлены о каждом этапе. В процессе разработки мы учитываем все пожелания заказчика, отвечаем на вопросы, предоставляем отчетность. Мы рекомендуем клиентам присутствовать онлайн на еженедельных планерках.
Первоначальную оценку целесообразности тех или иных функций мы проводим еще на этапе брифинга. Если в ходе реализации у специалистов возникают идеи по оптимизации продукта, мы выносим их на обсуждение сначала в рамках команды, потом - с привлечением заказчика. Любое предложение мы подкрепляем аргументами в его пользу, а также оценкой рисков.

3. Есть ли у вас профильные награды

У опытных разработчиков наверняка есть достижения в профессиональной сфере. Каждая мало-мальски крупная веб-студия зарегистрирована в рейтингах и представлена в профильных каталогах. Обычно, чем выше позиция, тем выше качество работ и ценник на предоставляемые услуги. Но ведь за хорошую работу не грех доплатить?

23 вопроса, которые должен задать заказчик разработчику приложений

А что в AppFox?

По итогам 2018 года наша компания заняла:
- 1 место в категории «Разработка игровых приложений на Android»;
- 2 место в категории «Разработка игровых приложений»;
- 12 место в категории «Заказная разработка дополненной (AR) и виртуальной реальности (VR)»;
- 16 место в категории «Мобильный маркетинг (performance, CPI)».
Мы зарегистрированы в российских и зарубежных рейтингах:
cmsmagazine.ru
ruward.ru
it-rating.in.ua
tagline.ru
ratingruneta.ru

4. Какие услуги включены в стоимость

Каждый этап разработки просчитывается отдельно. Из оценки составляют общую смету. Честная веб-студия прикладывает к договору развернутый счет.

Обобщенный перечень услуг компании-разработчика выглядит так:

  • маркетинговые исследования, определение целесообразности разработки и объема ЦА;
  • разработка проектной документации, написание ТЗ, составление road map;
  • прототипирование;
  • дизайн;
  • FrontEnd;
  • BackEnd;
  • разработка административной панели;
  • тестирование;
  • релиз;
  • продвижение;
  • саппорт.

Уточните у подрядчика, что именно он включает в смету. Попросите референсы (примеры) готовой работы, подтверждающие оценку трудозатрат. Сами понимаете - дизайн дизайну рознь. На отрисовку логотипа можно потратить и 3 часа, и 10 минут, но и результат получится разный.

А что в AppFox?

Перечень необходимых работ мы определяем для каждого проекта отдельно. Из оценки составляем общую смету. Приложением к договору подряда выступает ментальная и ключевая карта, в которых указан список всех предоставляемых услуг, трудозатраты и стоимость по каждой из них.
По запросу заказчика мы присылаем рефененсы (примеры) реализации тех или иных участков работ (например, элементов интерфейса). Так клиент точно знает, за что он платит и почему именно столько человеко-часов потребует выполнение данного этапа.
Чтобы гарантировать вам неизменность тарифов мы предоставляем развернутый прайс с печатью и подписью директора студии.
Список услуг, которые могут входить в смету:
Этап 1. Проектная документация:
1) Разработка концепт документа.
2) Составление Road Map проекта.
3) Архитектура базы данных, определение стека технологий.
4) Первичная настройка сервера, хостинга, регистратора, базы данных.
5) Прототипы проекта в ЧБ на макетах.
6) Разработка ментальной карты, а также ключевой карты с описанием жизненного пути проекта.
7) Формирование задач в Trello (трекер задач).
8) Подключение проекта к CRM.
9) Составление технического задания для программистов и плана разработки.
10) Пользовательское соглашение.
Этап 2. Дизайн:
1) Отрисовка всех статичных элементов.
2) Отрисовка всех динамических элементов.
3) Иконки, модальные окна, Favicon, сопутствующие арты.
4) Проверка верстки, адаптивность.
5) Проверка кроссплатформенности.
6) Формирование карты из прототипов.
7) Организация удобного хранилища файлов и доступа к нему заказчика.
8) Логотип, шрифты, фирменный стиль, работа с брендбуком (если есть).
Этап 3. FrontEnd:
1) Верстка интерфейса.
2) Натяжка функционала.
3) Аппаратная часть.
4) Оптимизация скорости работы.
5) Взаимодействие пользователя с проектом.
6) Адаптивная подгонка всех шаблонов и макетов.
7) Построение логичное схемы переходов и внутренняя перелинковка.
8) Создание внешних ссылок (в случае необходимости).
9) Подключение аудио пакета (при необходимости).
10) Логика и механика на уровне Front разработки.
11) Защита клиента и передачи данных.
12) Получение API сервера.
13) Локализация (при необходимости).
Этап 4. BackEnd
1) Создание и подготовка архитектуры базы данных.
2) Разработка авторитарного сервера (при необходимости).
3) Разработка карты путей, защита сервера и базы.
4) Синхронизация данных.
5) Связь с клиентской частью.
6) Подключение FireBase по необходимости.
7) Push-уведомления.
8) Личный кабинет.
9) Регистрация и авторизация (при необходимости).
10) Хранение данных.
11) Проверка данных по API с клиента.
12) Логика и механика на уровне сервера.
Этап 5. Админпанель
1) Разработка административной панели.
2) Получение и передача данных по API.
3) Связь с базой данных.
4) Роли, права доступа.
5) WEB-интерфейс.
6) Тестирование административной панели.
Этап 6. Глубокое тестирование
1) Кейс-тестирование.
2) Scrum-тестирование.
3) Сбор результатов данных от программиста, проверка макетов.
4) Стресс-тестирование.
5) Кроссплатформенное тестирование.
6) Поиск уязвимостей.
7) Нативное тестирование.
8) Тестирование на эмуляторе (более 50 моделей телефонов).
Этап 7. Релиз
1) Альфа и бета-тестирование проекта.
2) Аналитика.
3) Подготовка и сборка проекта к релизу.
4) ASO аккаунтов разработчика, регистрация, наполнение.
5) Выгрузка проекта в Google Play и App Store (при необходимости).

5. Какие услуги входят в пост-запуск

Сотрудничество не заканчивается сдачей проекта. В перечень пост-услуг могут входить:

  • релиз в магазинах приложений;
  • ASO;
  • багфиксинг в течение N месяцев;
  • саппорт;
  • вывод на монетизацию;
  • продвижение;
  • разработка промосайта;
  • выпуск обновлений.

Узнайте, что включает в себя бесплатный пакет, а за что придется доплачивать как за дополнительную услугу. Чтобы стоимость не изменилась в процессе сотрудничества, обязательно запрашивайте развернутый прайс с печатью и подписью директора студии.

А что в AppFox?

Перечень пост-услуг составляется в индивидуальном порядке. Мы осуществляем все мероприятия по поддержке, развитию и продвижению приложений. С полным спектром наших услуг вы можете ознакомиться на нашем сайте.
Чтобы гарантировать вам неизменность тарифов мы предоставляем развернутый прайс с печатью и подписью директора студии.

6. Осуществляете ли вы релиз продукта в магазины приложений

Далеко не каждая веб-студия занимается размещением приложения в сторах. Это достаточно муторный процесс с множеством тонкостей. Если вы не сталкивались с ним раньше, то релиз займет много времени. Лучше и дешевле выбирать подрядчика, который возьмет на себя публикацию в Google Play и App Store.

А что в AppFox?

Мы осуществляем релиз в Google Play и App Store. Помимо этого оказываем услуги в рамках ASO оптимизации.

7. Какие технологии вы используете

Подробно о выборе технологий разработки мобильных приложений мы рассказывали в этом материале. Хотите разобраться? Рекомендуем прочитать.

Если сжимать его до тезисов, то бывают нативные, кроссплатформенные и гибридные приложения. Для каждого существует ряд оптимальных инструментов разработчика.

А что в AppFox?

Мы специализируемся на:
- разработке игр под Steam (Windows);
- разработке игр и мобильных приложений для ОС Android и iOS;
- разработке VR / AR / MR продуктов;
- создании браузерных интерактивных проектов (игры и сайты);
- разработке сайтов на CMS;
- кастомной разработке сайтов и интернет-магазинов на Laravel или Yii;
- продвижении (контекстной рекламе, SEO, SMM, PR, SERM, раскрутке YouTube каналов);
- маркетинге мобильных приложений (выводе на монетизацию, CPI).
Коротко о используемых нами технологиях:
1. Разработка мобильных игр и приложений:
А) Разработка кроссплатформенных игр и приложений:
- Frontend – Unity 3D, C#, Java, ObC
- Backend – C# , Firebase, PHP
- Web – PHP + JavaScript
- База данных – MySQL
Б) Разработка нативных игр и приложений:
- Frontend – React Native / Swift + Android Studio
- Backend – Java Script, Firebase, PHP, C#
- Web – PHP + JavaScript
- База данных – MySQL
2. Разработка браузерных игр:
- Vue.js, react, pixijs
- Серверная часть - PHP
3. Разработка VR / AR / MR продуктов:
А)Разработка AR:
- ARKit/ARCore
- Vuforia
- Kudan
- Wikitide
Б)VR
- Steam VR
4. Разработка сайтов
А) Разработка сайтов на CMS: WordPress, Joomla, 1C-Битрикс, Magento, OpenCart, osCommerce, Drupal, MODX, NetCat, PrestaShop.
Б) Кастомная разработка сайтов на фреймворках Laravel/Yii
5. Маркетинг
- запуск контекстной рекламы в: Google Ads, Яндекс.Директ;
- запуск таргетированной рекламы через: Facebook Ads, myTarget;
- запуск рекламных кампаний в социальных сетях: Facebook, Instagram, ВКонтакте, Одноклассники, Мой мир;
- настройка видеорекламы YouTube;
- работа с партнерскими сетями: AD1, AdmitAd, Rocket10, LuckyShop, Unilead, Zorka, др.
- работа с мобильными рекламными сетями: Unity Ads, Chartboost, MobiAds, Vungle, AdColony, др.;
- продвижение групп/сообществ/пабликов/аккаунтов в социальных сетях.

8. Разрабатываете ли вы приложения для нескольких платформ

Не все заказчики могут позволить себе параллельную разработку для iOS и Android. Обычно выбирают что-то одно. Только если продукт «выстреливает», задумываются о расширении.

Старайтесь обращаться в веб-студию, специализирующуюся на обеих платформах. В будущем вы сможете отдать проект тем же специалистам. В компании наверняка сохранится внутренняя документация. Разработчикам не придется тратить время на изучение продукта. Масштабирование пройдет легко и безболезненно.

23 вопроса, которые должен задать заказчик разработчику приложений

А что в AppFox?

Мы можем адаптировать ваш проект под:
- ПК;
- Android;
- iOS;
- VR / AR / MR;
- запуск в браузерах.

9. Показываете ли вы прототипы фокус-группам

Программисты и дизайнеры – не всегда относятся к целевой аудитории. Чтобы исключить субъективность, перед разработкой интерфейса и составлением функционала, необходимо провести опрос с целью выявления ожиданий пользователей. Также нужно тестировать восприятие прототипов на фокус-группах, сформированных из представителей ЦА.

Приведем утрированный пример. В планах создать приложение, собирающее скидки на гречку в магазинах города и выстраивающее оптимальные маршруты к торговым точкам. Целевая – женщины от 45 лет, которые ездят за крупой на социальном транспорте (трамваи, троллейбусы).

Ответственный разработчик загрузит демки на свой смартфон и покажет их бабушкам у подъездов. Он уточнит, видны ли старушкам иконки, понятно на что нужно нажимать и т.д.

А что в AppFox?

Чтобы исключить субъективность, перед разработкой интерфейса и составлением функционала, мы проводим опросы с целью выявления ожиданий пользователей. Также мы тестируем восприятие прототипов на фокус-группах, сформированных из представителей ЦА

10. Могут ли функции приложения быть изменены в процессе разработки

Оценка объема работ и их стоимость прикладывается в виде приложения к договору подряда. В документе описывают этапы разработки, используемые технологии, трудозатраты (в часах). Каждое значение определяется исходя из предполагаемого функционала.

В ходе реализации проекта может выясниться, что часть опций не требуется или нуждается в переработке. И тут возможны такие варианты:

  • компания-разработчик упрется в исходное ТЗ и откажется вносить правки;
  • если смена функционала не повлияет на общее количество часов, то стороны подписывают дополнение к договору и продукт сделают с учетом корректив за ту же стоимость;
  • если смена функционала приведет к увеличению трудозатрат, то вам придется доплатить за «переработку»;
  • если смена функционала приведет к уменьшению трудозатрат, то вам могут пересчитать бюджет и снизить итоговую стоимость (такое случается крайне редко).

А что в AppFox?

Если в ходе реализации проекта выясняется, что часть опций не требуется или нуждается в переработке (не по нашей вине), то при условии увеличения трудозатрат мы составляем дополнение к договору подряда с перерасчетом стоимости проекта.

11. С какой периодичностью я буду видеть промежуточные результаты

Периодичность демонстрации промежуточных результатов зависит от сложности проекта. За 2 недельный спринт разработчики могут не успеть реализовать заметные для стороннего наблюдателя изменения.

Чтобы видеть прогресс, мы рекомендуем запрашивать текстовые отчеты о проделанной работе каждый месяц, а показ демо 1 раз в месяц-полтора. Презентацию можно проводить как онлайн, так и офлайн.

Мы бы рекомендовали заказчику присутствовать на еженедельных спринт-ревью и спринт-ретроспективах. Выделите 2-3 часа на подключение к планеркам. Так вы будете держать руку на пульсе проекта.

А что в AppFox?

Мы предоставляем подробные текстовые отчеты о проделанной работе каждый месяц. Высылаем демо 1 раз в месяц-полтора (зависит от сложности проекта). В ежемесячный отчет попадают только проверенные тестировщиком задачи, также в нем указана ссылка на последнюю версию проекта.
Заказчик может присутствовать на еженедельных спринт-ревью и спринт-ретроспективах. Для удобства организуем скайп-колл. Планерка занимает не более 2 часов.

12. Покажите примеры админпанели

Если ваш продукт предусматривает наличие административной панели, обязательно запросите примеры админок, которые студия реализовывала в других проектах. Не стесняйтесь спрашивать о функциях и логике клиент-серверной архитектуры.

А что в AppFox?

В общей сложности мы реализовали более 10 крупных административных панелей. Не ко всем можем дать доступ, но все можем показать в демонстрации экрана в Skype во время созвона.
Если вы хотите лично войти в админку, отправьте письмо-запрос с описанием вашего проекта на почту info@appfox.ru с темой «Нужен доступ в админку». Мы выберем из нашей базы продукты, максимально похожие на ваш, и предоставим вам логин и пароль.
Пока предлагаем ознакомиться со скриншотами:
- проекта Gladiators;
- проекта АЗИ.

13. Как происходит процесс тестирования

Тестирование стоит по важности на одном уровне с разработкой. Своевременное обнаружение багов предотвращает недовольство пользователей в будущем. Необходимо, чтобы каждая задача, выполненная программистом, проходила через QA-специалиста. А после завершения работ, тестировался весь проект в целом.

От компетентности и навыков QA зависит конечный продукт. Важно, чтобы специалист разбирался в репозитории и смог самостоятельно проверить хранящиеся в нем данные. Попросите веб-студию продемонстрировать, каким образом происходит тестирование, а также прислать вам примеры баг-репортов.

QA должен быть непременно оформлен в штат. Тестирование никогда не отдают на фриланс. Для сложных проектов или приложений с административной панелью выделяют несколько специалистов.

Практикуется 2 вида тестирования:

  • ручное;
  • автоматическое.

В первом случае проверку осуществляет живой человек. Плюсы ручного тестирования:

  • в краткосрочной перспективе оно обходится дешевле;
  • можно получить обратную связь от реального юзера;
  • можно проверить нестандартные сценарии работы с приложением.

Минус – большое влияние человеческого фактора. Качество проверки зависит от внимательности тестировщика.

Не трудно догадаться, что для автоматизированного тестирования применяют специально написанные программы - автотесты. Плюсы: более глубокая проверка, отсутствует человеческий фактор, можно существенно облегчить и ускорить процесс проверки.

Бывает автоматизированное тестирование:

  • кода;
  • графического пользовательского интерфейса;
  • API.

В хороших веб-студиях используют оба вида тестирования в зависимости от конкретных задач.

А что в AppFox?

Все QA-специалисты оформлены в штат. Мы не отдаем тестирование на фриланс. Для сложных проектов или приложений с административной панелью выделяем 2-3 тестировщика, для простых - одного.
В AppFox мы комбинируем ручную проверку и использование автотестов. Подход определяется в зависимости от конкретных задач. Это позволяет ускорить процесс разработки и оптимизировать затраты на тестирование.
Работа организована в Trello. Разработчики выполняют поставленные им задачи и переносят их в колонку QA-специалиста. Тестировщик проверяет каждый таск. Если ошибки не обнаружены, он переносит задачу в отчет для заказчика. В противном случае - возвращает на доработку. Помимо этого, тестировщик ведет баг-репорты и следит за ними.
В AppFox QA - нечто большее, чем просто тестер. Помимо кейс-тестирования, мы практикуем Scrum-тестирование на протяжении всего цикла проекта и в течение длительного времени после релиза.

14. Беретесь ли вы за доработку чужого проекта

Под «доработкой» мы подразумеваем приемку проекта на разных стадиях готовности. Некоторые веб-студии соглашаются работать только с нуля, другие – без проблем «доводят до ума» недоделанные приложения. Например, вы можете предоставить макеты экранов, а ребята сделают фронт и бек.

А что в AppFox?

Мы принимаем проекты на любой стадии готовности. Доводим до релиза, выводим на монетизацию, предоставляем услуги по комплексному продвижению.

15. Какие PM-методологии внедрены у вас в компании

Процессы – то, от чего во много во многом зависят сроки, а значит и стоимость, разработки. В надежной веб-студии действуют понятные подходы к постановке задач и проверке промежуточных результатов, а также предусмотрена система своевременного реагирования на непредвиденные ситуации.

Разработка – не линейный процесс. В ней многие этапы осуществляются параллельно. На данный момент наиболее оптимальным решением является работа по методологии Agile, предусматривающей гибкость и адаптивность. В нее входят Scrum (приоритезация и разбиение на спринты), Kanban (визуализация процессов) и XP (унификация и стандартизация кодинга).

При создании игр и приложений продолжительность спринта обычно составляет 2 недели и больше. Визуализируют зачастую в онлайн-досках а-ля Trello, к которым предоставляют доступ заказчику, чтобы он мог следить за ходом реализации проекта. Хорошая компания даже может рассказать клиентам особенности организации кодинга.

23 вопроса, которые должен задать заказчик разработчику приложений

А что в AppFox?

Как происходит работа по Scrum в AppFox:
- создаем беклог задач;
- расставляем приоритеты, определяем оптимальную последовательность действий;
- берем часть задач на спринт (14 дней);
- обговариваем способы реализации задач спринта;
- приступаем к работе;
- ежедневно проводим «летучки» (5-15 минут) для своевременного обнаружения проблем и оценки прогресса;
- презентуем результаты;
- проводим спринт-ревью и спринт-ретроспективу;
- начинаем следующий спринт или сдаем проект.
Как происходит работа по Kanban в AppFox:
- визуализируем рабочий процесс в Trello;
- распределяем задачи по колонкам: «Backlog» (общий список задач), «To Do» (общий список задач на спринт, из него берутся таски для разных спецов), «Design» (задачи дизайнеру), «Front End» (задачи по фроненд-разработчикам), «Back End» (задачи по бэкенд-разработчикам), «Admin» (задачи для разработчиков административной панели), «QA» (задачи для тестировщика), «Bugs» (баги, которые всплыли в процессе разработки), «Report» (выполненные задачи, которые пойдут в отчет для заказчика);
- для выполнения каждого таска устанавливаем сроки;
- PM видит всю картину и может управлять потоком задач.
Мы предоставляем заказчику доступ к доске Trello.
Как происходит работа по XP в AppFox:
- разработчики делят процесс на малые релизы;
- тестировщик осуществляет проверку после каждого релиза;
- все члены команды пишут код по единым стандартам;
- сотрудники работают не более 40 часов в неделю, что позволяет сохранить высокую эффективность и концентрацию внимания.

16. Расскажите о вашей команде

Важной частью вашей анкеты для разработки мобильного приложения должен быть пул вопросов о команде. Спросите:

  • Сколько сотрудников в штате компании? Как вы это можете доказать?
  • Сколько человек будет работать над проектом?
  • Какой опыт у специалистов? Над какими проектами они работали? Какой уровень экспертизы в подобных проектах?
  • Могу ли я поговорить с ведущим разработчиком / дизайнером?
  • Участвуют ли техспецы в презентации промежуточных результатов и готового проекта?

Продукты делают люди. Найдете хороших специалистов – получите крутой результат.

А что в AppFox?

В компании AppFox работает более 100 сотрудников. Все они оформлены в штат на полную ставку. В подтверждение можем предоставить договора (данная информация открытая).
Вы можете увидеть весь коллектив на сайте, а также поговорить с каждым сотрудником лично в нашем корпоративном Discord в рабочее время.
На каждый проект собирается отдельная команда. Количество специалистов зависит от сложности и объема задач. Для снижения бюджета на разработку, мы разделяем задачи по уровню сложности. Монотонные таски выполняют Junior-специалисты, Middle и Senior задействованы в решении сложных вопросов и стратегическом планировании.
Если вы хотите узнать над реализацией каких проектов работали члены выделенной вам команды, отправьте письмо-запрос на почту info@appfox.ru с темой «Нужна информация о команде».
В Discord создается сервер, приглашается заказчик для того, чтобы он мог изнутри наблюдать за всем рабочим процессом: перепиской, проблемах, достижениях, наработках, прогрессе.
Опыт 80% специалистов AppFox не менее 2 лет в профессиональной сфере. Наши ведущие разработчики принимали участие в крупных проектах, а дизайнеры сотрудничали с именитыми брендами.
Вы можете поговорить с ведущим разработчиком / дизайнером в нашем корпоративном Discord в рабочее время (с 9 до 18 по Москве).
Промежуточные результаты могут презентовать либо ведущие специалисты, ответственные за реализацию этапа, либо Project Manager. Готовый проект обычно презентует PM, а техспецы присутствуют на докладе и отвечают на вопросы.

17. Есть ли у вас полная команда внутри компании

Чтобы сэкономить веб-студии передают часть работы фрилансерам. Это не хорошо, так как сопряжено для заказчика рядом рисков:

  • качество работы ниже, т.к. фрилансер работает над несколькими проектами одновременно в режиме сжатых дедлайнов;
  • сдвигаются сроки;
  • одну фичу могут писать несколько разработчиков с разным «стилем» кодинга, в результате будут вылезать баги;
  • специалисты не общаются между собой. На выходе имеем приложение Франкенштейна: дизайнер сдал работу и пропал, фронтенд не понял, что хотел дизайнер и сделал не то, что пообещали заказчику…

Важно, чтобы в веб-студии работали специалисты в штате на постоянной основе. По запросу подрядчик должен предоставить доказательства числа сотрудников.

А что в AppFox?

Все специалисты работают в AppFox на постоянной основе. Мы не передаем этапы разработки на фриланс. Под каждый проект мы формируем команду только из сотрудников нашей веб-студии.

18. Как менеджер контролирует работу

На менеджменте тоже часто экономят. Возможны ситуации:

  • 1 PM курирует до 10 проектов одновременно;
  • PM – фрилансер на неполную ставку;
  • у PM никогда ничего не разрабатывал, он не разбирается в специфике, а пришел после ВУЗа, где учился по специальности «менеджмент».

Как показывает наша практика, для качественной организации рабочего процесса у PM-а должен быть опыт девелопмента. Он должен знать (хотя бы на среднем уровне) используемые для разработки технологии. PM обязательно работает в штате на полную ставку. Оптимальная нагрузка 2-3 проекта.

Вы можете связаться с проджектом напрямую. Задайте ему следующие вопросы:

  • Как он понимает, на какой стадии готовности находится проект?
  • Как он контролирует сроки?
  • Что он делает, если команда не успевает выполнить те или иные задачи?
  • Как часто он проводит «летучки»?

А что в AppFox?

У всех наших PM-ов есть опыт девелопмента. Они знают (минимум на среднем уровне) используемые для разработки технологии. Работают в штате на полную ставку. максимальная нагрузка на 1 менеджера - 2-3 проекта.
Мы создаем под каждые проект ментальную карту. В ней глобально описаны все задачи и их взаимосвязь. Так, проект менеджер понимает:
- какие задачи у нас выполнены;
- какие задачи не начаты;
- куда двигаться для закрытие этапа работ.
Ментальная карта синхронизирована с Trello и формирует полный срез задач. Каждый спринт (2 недели) мы подбиваем процентную готовность проекта с разделением на категории, производя подсчет по всем задачам и подзадачам. Это позволяет на разных этапах адекватно оценивать сроки разработки и принимать необходимые меры в случае, если задачи не выполняются в срок.
PM просматривает задачи на доске. Каждую неделю менеджер созванивается с командой и обсуждает вопросы по проекту (обычно на такие созвоны мы приглашаем заказчиков). Помимо этого, ежедневно в одно и тоже время устраивается пятиминутка для «разбора полетов», обсуждения сделанной работы и достигнутых результатов. Если реализация проекта замедляется, то менеджер перераспределяет нагрузку в команде, чтобы вложиться в сроки.
Также у нас есть ключевая карта проекта. Она помогает мониторить прогресс после каждого спринта. В случае, если по какой-то причине разработка остановится, у нас уже будет пройден определенный жизненный этап проекта, со всеми функциями, которые в этот этап закладывали. У других студий редко есть понимание ключевых жизненных циклов проекта, поэтому в случае досрочного окончания работ заказчик получает полуразобранный сырой продукт.

19. Как происходит коммуникация, сколько и в какое время вы будете на связи

Если вы выбираете географически отдаленную веб-студию, например, вы живете во Владивостоке, а офис подрядчика расположен в Москве, всплывет проблема часовых поясов. Уточните в каком канале будет происходить коммуникация и в какое время он будет работать. Клиентоориентированные веб-студии подстроятся под ваш режим.

А что в AppFox?

Основная коммуникация осуществляется в Discord на специально созданном под проект сервере. Время презентаций (спринт-ревью, спринт-ретроспектив, еженедельных планерок) согласовывается с заказчиком при условии, что клиент захочет на них присутствовать.
PM - на связи с заказчиком в режиме 24/7, техспециалисты консультируют с 9.00 до 18.00 (по Москве).

20. Могу ли я посмотреть шаблоны договоров

Заранее запросите договор на предоставление услуг и NDA. Вычитайте их внимательно. Убедитесь, что они точно отображают ваше видение проекта (а не то, как его понял разработчик). Если что-то непонятно, переспросите подрядчика и / или проконсультируйтесь с юристом. Зачастую заказчикам высылают шаблоны, в которые в ходе переговоров вносят правки. Не стесняйтесь корректировать документ под себя и вносить в него выгодные для вас условия.

А что в AppFox?

Вы можете ознакомиться с типовым договором на предоставление услуг и NDA. Если что-то непонятно, присылайте вопросы на почту info@appfox.ru с пометкой «Вопросы по договору».
Вы вправе корректировать документ под ваш проект и вносить в него важные для вас условия.

21. У кого остается код и макеты после прекращения сотрудничества

Исходники и авторское право нужно обязательно оставлять за собой. Этот вопрос прописывается отдельным пунктом в договоре на предоставление услуг. После завершения проекта вас должны сделать правообладателем, а также предоставить:

  • код;
  • прототипы;
  • макеты;
  • дизайн-эскизы.

В противном случае вы станете зависимыми от веб-студии. Каждый раз, когда захотите выпустить обновление или внести коррективы в продукт, вам придется обращаться к разработчику. А без авторских прав на вас даже могут подать в суд.

А что в AppFox?

С первого дня сотрудничества мы передаем заказчику все права на продукт, а также предоставляем доступ к репозиторию, владельцем которого является заказчик.

22. В каких случаях можно прекратить сотрудничество без потерь

Предусмотрите пути отхода. Узнайте, какие причины предполагают расторжение договора о сотрудничестве без материальной ответственности с вашей стороны.

А что в AppFox?

Без компенсации издержек договор расторгается только в случае форс-мажорных обстоятельств. К ним относятся: пожар, наводнение, землетрясение, забастовки, войны, действия органов государственной власти и т. д.
Неплатежеспособность весомым поводом для прекращения действия договора не считается.

23. Предлагаете ли консалтинг

Допустим, вам понравилась компания и ее подход, но вы не сошлись в цене. Это не повод разрывать контакт. Некоторые веб-студии предлагают услугу консалтинга. Вы нанимаете команду, которая вам по карману, а профессионалы курируют процесс разработки и консультируют в сложных / спорных ситуациях. В таком случае снижается риск того, что заказчику «впарят какую-то дичь».

А что в AppFox?

Мы предлагаем услугу консалтинга. Вы можете нанять стороннюю команду, а мы выделим специалистов AppFox для курирования процесса разработки и консультирования в сложных / спорных ситуациях. В таком случае снижается риск обмана со стороны подрядчиков.