Агашина: «А где мне взять такую песню?»

29 февраля исполнилось бы 95 лет советской поэтессе Маргарите Агашиной. Свой день рожденья она всегда отмечала в первый день весны.

В публикации использованы фотографии из семейного архива поэтессы, которые теперь хранятся в фондах Волгоградского областного краеведческого музея.

Выступление на Всесоюзном съезде писателей в 1981 году
Выступление на Всесоюзном съезде писателей в 1981 году

Агашина написала стихи к нескольким песням, которые в свое время знал (а возможно, и любил) весь народ: «А где мне взять такую песню?», «Растет в Волгограде березка», «Голубой платок». Музыкальное творчество Ольги Воронец и Людмилы Зыкиной никогда особо не было близко не то что мне, даже моей маме. Это песни еще более старшего поколения – тех, кто застал хотя бы в детстве войну. Они не стали хуже, но все же устарели. Хотя на бумаге стихи дольше сохраняют силу, чем в озвученном виде.

Огляди края родные,

Встань на волжском берегу:

Этой доли по России,

Как ромашек на лугу,

И как выйдешь в чисто поле,

Всё припомни, оглянись, -

Этой доле, гордой доле,

Бабьей доле поклонись.

1973 год
1973 год

Тем, кто восстанавливал разрушенные города, кто в одиночку поднимал детей, кто вместо лошади впрягался в колхозный плуг, не надо объяснять, о чем эти строки.

Сталинград, начало 1950-х
Сталинград, начало 1950-х

- Она все сказала в своих стихах. Я хотел бы вспомнить ее как символ сталинградки. Ее судьба слилась с нашим городом. Более совестливого человека я не встречал, - рассказывает поэт Владимир Овчинцев. – Вспоминаю, как ее пригласили на встречу с Ельциным. Она с достоинством поговорила с президентом. А потом был банкет, на который я сопровождал ее. Она минут 20 посидела, а потом спрашивает меня: «Володя, можно я пойду? Не мое это». Маргарита Константиновна не хотела зависеть от власти, всегда хотела быть народной. Наверно, ей это удалось. Пару лет назад я услышал по радио песню «Что было, то было». Музыка – Пономаренко, слова – народные. А это ж Агашиной стихи!

Слева направо однокурсницы по литинституту: Маргарита Агашина, Ольга Кожухова и Инна Гофф (автор песни "Русское поле"). Москва, 1950 год
Слева направо однокурсницы по литинституту: Маргарита Агашина, Ольга Кожухова и Инна Гофф (автор песни "Русское поле"). Москва, 1950 год

Ее лирика не такая сложная, как у Цветаевой или Ахмадулиной. Она не об утонченных столичных дамах, она о русских бабах. Но женщины середины ХХ века вынесли такое, что несомненно заслужили свой поэтический голос.

Пусть и лёд на реке, пусть и ты вдалеке,

И платок на груди — не кольцо на руке.

Я одна — не одна, мне тоска — не тоска,

Мне и день не велик, мне и ночь коротка.

По дороге из Суровикино в Чернышки, Волгоградская область, 1973 год
По дороге из Суровикино в Чернышки, Волгоградская область, 1973 год

- Мои первые стихи прочла Маргарита Константиновна. Я тогда училась в нефтяном техникуме и у нас была творческая встреча, - говорит поэтесса Татьяна Батурина. – Я ей дала свою тетрадку, и она прислала ее с рецензией. Потом уже было много новых встреч. Помню, как она познакомилась с Пахмутовой. Та предложила ей посотрудничать, но больше не звонила. И Агашина никак не могла решиться напомнить ей.

Площадь павших борцов, 1968 год. Агашина (в очках и с сумкой) встречает делегацию московских писателей
Площадь павших борцов, 1968 год. Агашина (в очках и с сумкой) встречает делегацию московских писателей

Так и не сложился творческий дуэт двух волгоградок (Пахмутова по рождению, Агашина по месту жительства). Зато еще один уроженец Сталинграда Владимир Мигуля все же написал музыку к «Песни о солдате».