4751 subscriber

"Чужое лицо": маска меняет человека

183 full reads
233 story viewsUnique page visitors
183 read the story to the endThat's 79% of the total page views
1 minute — average reading time

Человек по доброй воле не расстанется ни с одной частью своего тела. Но глазом он будет дорожить явно больше, чем мизинцем, ногой больше, чем ухом. Ну и, конечно, для всех важно собственное лицо. Можно, конечно, внедрять в сознание искаженные эстетические понятия о том, что шрамы украшают мужчину (а татуировки - женщину), но лицо - это твоя индивидуальность. То, что отличает от других.

Кадр из "Чужого лица"
Кадр из "Чужого лица"

Не случайно в искусстве не раз поднимался вопрос о том, каково это потерять в буквальном смысле свое лицо. Тут и мотив раздвоения героя, когда он ведет заурядную явную жизнь и сражается со злом, прячась под маской. И сокрытие узнаваемых черт под железной маской. И уродство, исказившее человека до неузнаваемости. Например, свою режиссерскую карьеру Мел Гибсон начал с экранизации одноименного романа Изабель Холланд “Человек без лица”. Здесь же упомянем романы Александра Беляева (можно сказать, что это один роман, но в двух очень разных редакциях) “Человек, потерявший лицо” и “Человек, нашедший свое лицо”. Ну и в пародийном виде тема обыгрывалась не раз - хотя бы в "Фантомасе".

Кадр из "Чужого лица"
Кадр из "Чужого лица"

Вот и Хироси Тэсигахара снял фильм “Чужое лицо” по роману Кобо Абэ. Окуяма получил сильные ожоги. Но ученый предлагает ему маску, которая будет почти неотличима от настоящей кожи. Пациент становится полностью неузнаваем. Не случайно, с забинтованной головой он очень похож на человека-невидимку. По сути Окуяма получает шанс начать новую жизнь. Очевидно, что Ким Ки Дук, снявший “Время” - драму о пластических операциях, видел эту старую ленту 1966 года. Есть переклички.

Кадр из "Чужого лица"
Кадр из "Чужого лица"

Хотя важное место занимают взаимоотношения полов, но это фильм не о любви. Уже за одно это автора стоит поблагодарить. А то иногда складывается ощущение, что других проблем ни в жизни, ни в искусстве не осталось.

Кадр из "Чужого лица"
Кадр из "Чужого лица"

У Окуямы посттравматический синдром. Он настоящий домашний тиран: сидит и язвит в адрес жены. А она отказывает ему в близости, так как он слишком обезображен. И он решается измениться внешне. Вот только “перестроить можно рожу, ну а душу - никогда”. Можно, конечно, счесть, что это эффект маски, которая приросла к коже. Некоторые маски уже не снимаются. Это хорошо видно по некоторым публичным людям, которые никак не выйдут из одной и той же роли. Но все же смена личины лишь высвобождает то, что уже было заложено в человеке.