Памятник, за который стыдно

3 February

На станции Сарепта появился памятный знак, посвященный железнодорожникам Сталинграда. Он выполнен из черного гранита, высота – 2,4 метра. На лицевой стороне выгравирован движущийся поезд. На лицевой и тыльной гранях продублирована надпись: «Вам, ковавшим Победу в тылу! Вечная память землякам-железнодорожникам, доблестно жившим и победившим смерть. Благодарные жители Сарепты».

А вот самое интересное можно прочесть сзади. Я процитирую эти слова с сохранением всех грамматических особенностей: «Тяжелые войны: Гражданская война, Великая Отечественная война, в которые было вовлечено 80 процентов населения Земли, ее герои – те, кто воевал на фронтах и те, кто ковал победу в тылу и восстанавливал послевоенную разруху, обретают свое достойное место».

Как только сдернули закрывавшее памятник полотно, местные жители одобрительно загудели. Понравилось, значит. Большой и блестящий. Хотя лично я не вижу никаких эстетических достоинств у этого сооружения. Прошу заметить, я говорю не о самом порыве увековечить подвиг железнодорожников. Это я как раз поддерживаю, хотя в Волгограде есть недостаток гражданской, а не военной тематики. Но можно было сделать рельсы, уходящие в небеса. Можно было сделать еще какую-нибудь визуализацию – хоть конкретную, хоть абстрактную. Но она должна вызывать желание запечатлеть объект и выложить в Instagram: смотрите, ребята, что я сфоткал/-а. Речь не о частной инициативе. Памятник находится в общественном пространстве и по идее должен его украшать. Тут же мы видим художественное решение, характерное для середины прошлого века. Свежо, конечно.

Но ведь моя главная претензия не по этой части. Ладно, разошлись мы во вкусах с РЖД – заказчиком выступил Приволжский филиал этого общества. Не я первый. Но ведь можно же было сделать надпись без ошибок? И вот тут уже стыдно.

Кто свободно владеет родным языком, уже нашел в тексте немало интересного. РЖД совсем не бедная организация. Но на корректоре решили сэкономить. Я уж не буду ворчать по поводу стилистики, когда слово «война» повторяется несколько раз в самом начале предложения. Обидно, что запутались в знаках препинания. Но за «восстанавливал <…> разруху» просто стыдно. Восстанавливают дома, дороги, мосты, разрушенные во время боев. Но не саму разруху. Нет, в жизни, конечно, все бывает именно так, как написано на памятнике. Однако не головотяпство же прославляет этот монумент. А тружеников, которые возродили город из пепла. Город они восстановили, а не разруху, которая в очередной раз оказалась в головах!

Если меня прочтет кто-то, способный принимать решения в РЖД, то прошу отреагировать адекватно. Не нужно искать виновных. Просто сделайте работу над ошибками, как в школе. Это нужно не тем, чью память, я верю, искренне хотели почтить. Просто памятники должны быть эталонами в том, что касается чистоты и грамотности языка.

Подобный знак (надеюсь, уже лучше) планируют установить и на станции Петров Вал под Камышином. А на площадке возле музея-заповедника «Сталинградская битва» вскоре должны поставить в качестве нового экспоната санитарный вагон.

- Было предложено на привокзальной площади обустроить парк. Это была инициатива ветеранов. Трудовой подвиг не должен быть забыт, - сказал на открытии директор Приволжской железной дороги Сергей Альмеев.

Станция Сарепта основана в 1896 году во время прокладки ветки от Царицына до Тихорецка. Узел относился к Владикавказской магистрали. А с сентября 1942 года Сарепта оказалась во фронтовых условиях. Артиллеристы и минометчики вермахта обстреливали ее с двух сторон. Почти весь коллектив эвакуировали, остались лишь несколько человек под руководством начальника Александра Суркова. И они внесли свой вклад в победу: разгрузили множество колесных пар для устройства противотанковых заграждений. В тыл отправили более 190 вагонов с ценным оборудованием. За пять месяцев городских боев железнодорожники обеспечили подвоз 2700 тонн топлива.