«Призрак в доспехах»: эрос и кибернетика

17 April 2019

«Призрак в доспехах» это один из самых известных японских мультфильмов, к тому же один из классических образцов киберпанка. Вообще название у этого направления не очень удачное: сразу возникают совершенно напрасные ассоциации с плохой музыкой и самовыражением через смешные прически. Но и авангард в живописи не имеет никакого отношения к омскому «Авангарду».

Кадр из "Призрака в доспехах"
Кадр из "Призрака в доспехах"

Роботы, компьютерные технологии, мир будущего, попытки разграничить живое и искусственное – вот основные приметы киберпанка. Это «Робот-полицейский», «Терминатор», «Бегущий по лезвию», «Вспомнить все». И даже некоторым образом «Приключения Электроника». Там робот хотел стать человеком и в общем-то преуспел в этом. Хотя гол забил в свои ворота. Вот вам и «Авангард».

Кадр из "Призрака в доспехах"
Кадр из "Призрака в доспехах"

В основном произведения этого направления укладываются в два десятилетия: 80-е и 90-е. «Призрак в доспехах» - это уже ближе к концу. «Пламенеющий» киберпанк. Если оставить в покое Сыроежкина и его одноклассников, то для большинства фильмов, попадающих в эту категорию, характерны высокий градус насилия (мир вообще жесток, а мир будущего в особенности) и сексуальности.

Кадр из "Призрака в доспехах"
Кадр из "Призрака в доспехах"

Художники манги и аниме всегда были не прочь обрисовать соблазнительные женские (ограничимся нормальными) формы. Ну и кровавыми разборками японского зрителя тоже не удивишь. А уж интерес к хай-теку во всех его проявлениях тут и вовсе зашкаливает. В итоге «Призрак в доспехах» вобрал в себя все главные черты киберпанка. Ну и самое главное – это компьютерная программа, вдруг осознающая себя как разумное существо, но при этом не имеющее характерных для биологических объектов признаков: смертности и способности к размножению. И кое-какие рефлексии по этому поводу.

Кадр из "Призрака в доспехах"
Кадр из "Призрака в доспехах"

Граница между живым и неживым в мультфильме шаткая: снаружи обычный человек, а нутро железное. Напоминает старую рекламу зубной пасты (тоже вполне себе киберпанк), в которой роскошная блондинка оказывается бабушкой с замененными органами: «Зубы – это единственное, что у нее осталось своего».

Традиционно качественная прорисовка радует глаз каждым кадром. (Так что экранизация со Скарлетт Йоханссон этого достоинства, разумеется, лишена.) Атмосферу наполняет музыка Кэндзи Каваи. Пожалуй, знакомиться с киберпанком лучше с этого аниме. Тогда трехгрудая женщина из «Вспомнить все» не так повлияет на неокрепшую психику.