Кто убил Бориса и Глеба: Святополк Окаянный или Ярослав Мудрый?

15.05.2018

1015 год. Перевозка на телеге раненого Бориса Владимировича и убийство его по приказу Святополка Владимировича.  Радзивиловская летопись.
1015 год. Перевозка на телеге раненого Бориса Владимировича и убийство его по приказу Святополка Владимировича. Радзивиловская летопись.

Наиболее распространённая точка зрения гласит, что убийцей был Святополк Владимирович, прозванный за это убийство Окаянным.

Согласно «Повести временных лет», а также житиям святых, Святополк, захватив власть в Киеве после смерти Владимира, послал некоего Путшу и бояр убить Бориса. Убив Бориса в 1115 году, Святополк отправил посланников к Глебу с требованием прибыть в Киев. На подходе к Киеву к князю Глебу прибыли посланники Ярослава, сообщавшие ему о том, что Святополк уже убил Бориса и желает убить его, поэтому ему не следует идти в Киев. Пока Глеб раздумывал над этим посланием, к нему подошла другая группа Святополка, которая довершила начатое и убила Глеба.

После этого Святополк получил прозвище Окаянный.

Однако, с середины 19-го века в историографии имеется и другая точка зрения. Ряд исследователей полагает, что убийцей князей Бориса и Глеба был вовсе не Святополк, а Ярослав Мудрый. Появилась эта точка зрения после того, как для русской науки был открыт текст «Саги об Эймунде».

В этой саге речь идёт в том числе и о конунге Ярицлейфе, который довольно надёжно ассоциируется с русским Ярославом Мудром. Этот конунг Ярицлейф приказывает варягам лишить жизни некоего Бурицлейфа.

Ряд историков, например, таких, как Осип Сенковский, Головко А.Б. и Михеева С.М. полагают, что под Бурицлейвом (Бурицлейфом) следует понимать именно князя Бориса. А описанный конфликт между Бурицлейвом и Ярицлейфом с последующим убийством варягами Бурицлейва – убийство Бориса и Глеба.

Дети же Ярослава Мудрого, а, возможно и он сам, эту историю «подкорректировали» в выгодном для себя свете, выставив Ярослава защитником, а проигравшего Святополка – убийцей. Ну, а Бориса и Глеба сделали святыми, чтобы дополнительно подчеркнуть доблесть Ярослава Мудрого, который, согласно ПВЛ, повелел перезахоронить их тела в 1019 году.