Сакральная власть князя славян

Князь у славян и у русов был не только военным предводителем и исполнителем суда между жителями. Князь был также, и, прежде всего, сакральным, священным лицом, от которого зависело благополучие всего рода и княжества.

Княжение варяжских братьев: Рюрика, Синеуса и Трувора. Радзивиловская летопись.
Княжение варяжских братьев: Рюрика, Синеуса и Трувора. Радзивиловская летопись.

Благополучие, удача князя считались благосклонностью к нему богов. Если князь выигрывает в битвах, значит, ему благоволят боги. Статус и престиж такого князя повышается. Если князь не может добыть удачу в боях, то есть вероятность того, что население на вечевом собрании решит лишить его власти и изберёт более удачливого – из своих соплеменников, либо пригласит (как, например, модно было приглашать из варягов).

Но если князь был удачлив в военных походах, то его власть могла передаться по наследству. Считалось, что удача и благосклонность богов передаётся по наследству от отца к сыновьям. Для того, чтобы сильнее закрепить удачу за своим родом, среди славянских и русских княжеских родов практиковалось закапывание кладов. Закопав клад, князь сохранял на века удачу за своим родом.

Помимо лично доблести и военных успехов, был и ещё один способ заполучить благосклонность богов и удачу. Боярин или близкий княжеский дружинник мог убить своего князя. Княжеская удача, его магическая сила, таким образом, переходила на того, кто совершил это убийство. О таком способе получения княжеской власти косвенно сообщает нам Псевдо-Кесарий, когда говорит, что славяне могут убить своего князя за трапезой или во время похода.

Считалось также, что, помимо убийства князя, необходимо присвоить всех его жён. Дело в том, что князь олицетворял собою власть, а княжна – землю княжества, на которую эта власть простирается. Завладевая княжескими жёнами прежнего князя, новый князь, таким образом, получает и магическую власть над всеми его землями.

Магическая власть нужна была прежде всего не князю, а людям его земли (княжества). Благодаря этой магической власти и благосклонности богов, люди и княжество могли жить в благополучии. Князь должен обладать доблестью и успехами в военных походах, тогда торговые дела всего княжества будут идти хорошо, и жители княжества будут богатеть. Князь должен быть плодовит и иметь много детей, тогда земли княжества будут урожайными, и не будет голодных периодов.

Если князь не выполняет своих сакральных функций, то он опасен для всего княжества, и вечевое собрание запросто может его изгнать. Либо дружина может его убить в результате заговора. Без князя, однако, землям совершенно нельзя было находиться. Время без князя считалось очень опасным. Поэтому сразу после смерти предыдущего князя избирался следующий князь. Даже если это ребёнок, он всё равно князь, а с князем княжеству-земле и всем его жителям намного лучше и благодатней.