Зачем Ярослав Мудрый крестил покойников?

22.06.2018

«Ярослав же сей, яко рекохом, любим бе книгам, и многы исписав и положы в святей Софии...» Радзивиловская летопись.
«Ярослав же сей, яко рекохом, любим бе книгам, и многы исписав и положы в святей Софии...» Радзивиловская летопись.

Несмотря на церковный запрет на крещение мёртвых, князь Ярослав Мудрый откопал и окрестил двух своих мёртвых дядей.

Крещение покойника было запрещено ещё в 397 году 26-м правилом Карфагенского собора. Не знать об этом на Руси не могли. Но, несмотря на запрет, Ярослав всё же совершил этот ритуал.

Как нам сообщает летопись, в 1044 году князь Ярослав эксгумировал останки двух князей: Олега (умер в 977 г.) и Ярополка (умер в 980 г.) Потом, как говорит летописец, он окрестил останки этих двух своих дядей и перезахоронил в Десятинной церкви.

Как же объясняют современные историки его действия?

Как полагает Ф.Б. Успенский, действия Ярослава напрямую связаны с культом рода, который был очень важным для княжеской семьи Древней Руси. Обряд крещения и перезахоронения останков указывает на родовой характер княжеской власти. Покрестив и перезахоронив дядей, Ярослав, таким образом, укреплял свой авторитет и получал в роду больше защитников и помощников. Теперь у него, как у христианина, среди предков христианами были не только родители и бабка Ольга, но ещё и два дяди.

Выбор же именно на Олега и Ярополка пал не случайно. Прямых исторических свидетельств об этом до нас не дошло, но как убедительно показывает Ф.Б. Успенский, Ярослав выбрал их потому, что при жизни они прошли prima signatio – обряд оглашения. Это специальный обряд христиан над язычниками. Над ними произносятся специальные молитвы, чтобы отогнать от них дьявола.

Для язычника с точки зрения христиан – это, хоть и не таинство, но важный шаг перед крещением и приобщением к Церкви. Этот обряд проходили многие европейские правители на стыке языческой и христианской эпох. Многие использовали это в политических целях: оставаясь язычником, князь приближался к христианству и получал политические выгоды от такой двойной «религии».

Ярополк и Олег прошли этот обряд оглашения, это дало возможность Ярославу Мудрому окрестить и перезахоронить останки этих родичей, что усилило его и его род.

Как бы это ни казалось странным, но в данное время к практике крещения мёртвых предков прибегал не только Ярослав. В Европе немало примеров эксгумации и крещения умерших предков, особенно в близких Руси скандинавских странах.

Если вам интересны заметки об истории и культуре славян и Руси, подписывайтесь на группу во Вконтакте.