5 памятников архитектуры от Анри Каптикова

Каптиков Анри Юрьевич, любимый преподаватель сотен студентов и выпускников УрГАХА и УРГУ (УрФУ). Человек, настолько увлеченный архитектурой, что своими лекциями и уникальным чувством юмора пробуждал и пробуждает страсть к зодчеству у своих слушателей.

Я очень рада согласию Анри Юрьевича выступить в рубрике #архликбез «5 памятников», ибо кто, как не он - крупнейший специалист по архитектуре регионального барокко, объективно может оценить архитектурное наследие Урала

5 памятников от Анри Юрьевича Каптикова

1. Троицкий собор, Соликамск. 1685 – 1697 гг. Хронологически это не самое первое каменное здание Урала, но именно с него начинается все уральское каменное храмовое зодчество. Стиль: узорочье.

2. Троицкий собор, Верхотурье. 1703 – 1712 гг. Уникальный памятник московского, его еще называют нарышкинским, барокко на Урале. Самый первый каменный храм на территории Свердловской области.

3. Так называемые Походяшинские церкви.

К середине XVIII в., когда московское барокко на Урале достигло расцвета, по заказу заводчика Максима Походяшина было построено несколько храмов. Из них самый выдающийся – это Введенский собор в современном Карпинске (1761 – 1776 гг.). Петропавловская церковь в Североуральске – почти его копия, а храм Иоанна Предтечи в Верхотурье - самый первый из Походяшинских храмов этого типа, его композиция верхней части проще, чем у Карпинского и Североуральского храмов.

Богословский завод (Карпинск), Введенский собор. Историческое фотою
Богословский завод (Карпинск), Введенский собор. Историческое фотою

Богословский завод (Карпинск), Введенский собор. Современное фото.
Богословский завод (Карпинск), Введенский собор. Современное фото.

Храм Иоанна Предтечи, Верхотурье. Современное состояние.
Храм Иоанна Предтечи, Верхотурье. Современное состояние.

Храм Иоанна Предтечи, Верхотурье. Рисунок с фото конца XIX века.
Храм Иоанна Предтечи, Верхотурье. Рисунок с фото конца XIX века.

4. Церковь Спаса Преображения в Нижней Синячихе. 1794 – 1823 гг.

Хотя она вторична по отношению к Покровской Туринской церкви (1769 г), но, так как туринская церковь была уничтожена в советское время, образцом остается именно Преображенский храм.

Туринск. Покровская церковь (в центре). Не сохр.
Туринск. Покровская церковь (в центре). Не сохр.

Среди всех памятников «сибирского» барокко Преображенский храм в Нижней Синячихе (и уничтоженный туринский) – примеры творческого переосмысления уже распространенного архитектурного типа. Обратите внимание на девятиглавие – все остальные храмы «сибирского барокко», включая и главный храм – прототип, Захария и Елизаветы в Тобольске (1758 – 1776 гг.) – пятиглавые. А вообще храмы этого типа были построены на огромной территории – от Вятки до Восточной Сибири.

Храм Захария и Елизаветы, Тобольск
Храм Захария и Елизаветы, Тобольск

Храм Фрола и Лавра, с. Белоярское, Курганская обл.
Храм Фрола и Лавра, с. Белоярское, Курганская обл.

5. Не отдельный храм, а ансамбль Новотихвинского монастыря в Екатеринбурге (1822 – 1854 гг.). Второго такого монастырского ансамбля в стиле классицизм не было по всей России. Особенно интересны три церкви, формирующие восточный фасад: Феодосия Тотемского, надвратной Введенской и Всех скорбящих радости – на общем слайде слева направо.

Фото Сергея Прокудина-Горского, начало XX в.
Фото Сергея Прокудина-Горского, начало XX в.

Бонус:

Для такого специалиста, как Анри Юрьевич, 5 памятников – это очень мало. Архликбез не ограничивает эксперта – поэтому еще 2 объекта!

1. Усадьба Харитонова-Расторгуева, Екатеринбург. Один из самых известных усадебно-парковых ансамблей (не только в родном городе!). Комплекс строился на протяжении 30 лет – с 1794 по 1824 гг. В формировании его архитектурного облика принимал участие набиравший тогда популярность, будущий главный архитектор Екатеринбургских заводов Михаил Малахов. История усадьбы богатейшая, и даже Википедия расскажет много любопытных деталей.

Фото Сергея Прокудина-Горского, начало XX в.
Фото Сергея Прокудина-Горского, начало XX в.

Современное фото.
Современное фото.

2. Дом Севастьянова, Екатеринбург. Удивительное здание, архитектура которого – шейк множества стилей. Вошло в историю как единственный на Урале пример неоготики. Построен в начале XIX в. в популярном тогда классическом стиле, но уже в 1860-х, когда его хозяином становится коллежский асессор Николай Иванович Севастьянов. Он полностью перестраивает дом, при помощи архитектора Александра Ивановича Падучева. По одной из легенд, Севастьянов собрал множество рисунков зданий, которые ему нравились, и попросил архитектора собрать всю красотищу при украшении его нового дома. Можно сколько угодно спорить об архитектурных достоинствах дома Севастьянова, но Екатеринбург украшает действительно редкий образец фантазии заказчика и архитектора.

P.S.:

Спасибо, что пришли на канал! Автор будет благодарен за лайк и подписку!

Хороших дорог и чистого неба, друзья!