6 типов деревянных храмов Руси

10 January

О формах первых деревянных храмов, не дошедших до нас, можно судить по изображениям в письменных источниках и на иконах. С приходом христианства появились новые приёмы и композиционные решения, которые соседствовали с более древними.

Византия вместе с религией принесла на Русь и архитектуру каменных крестово-купольных храмов. Но перед "древоделами" — мастерами деревянного зодчества — встала задача отыскать новые формы культовых строений, т.к. использовать модели капищ, контынов, оставшиеся от веры предков, не разрешали церковные иерархи, а византийские годились только для камня.

Самый древний тип христианских храмов именовался "клетским". Название произошло от слова "клеть", т.е. прямоугольный сруб, который составлял их основное ядро. В целом храм представлял собой комбинацию из нескольких срубов, минимум трех: алтарь, помещение для молящихся и притвор.

Церковь Лазаря. Муромский монастырь. Карелия. Конец XIV в.
Церковь Лазаря. Муромский монастырь. Карелия. Конец XIV в.
Богородицкая церковь. Село Тохтарево. Пермская область. 1694 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007271/)
Церковь Лазаря. Муромский монастырь. Карелия. Конец XIV в.
Успенская церковь из села Никулино. Новгородская область.1599 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007271/)
Церковь Лазаря. Муромский монастырь. Карелия. Конец XIV в.
Никольская церковь из села Голотово. Владимирская область. 1766 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007271/)
Церковь Лазаря. Муромский монастырь. Карелия. Конец XIV в.

Эстетические запросы русских людей нашли возможным применять для деревянных церквей формы хоромного строительства. В стремлении придать большую высоту, которая всегда считалась у славян одним из необходимых условий красоты, стали ставить церкви на подклеты. Для устойчивости высоких храмов квадратные планы заменили на шести- и восьмигранные.

Георгиевская церковь. Село Вершина. Архангельская область. 1672 г. (Источник:  http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007272/)
Георгиевская церковь. Село Вершина. Архангельская область. 1672 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007272/)
Троицкая церковь. Погост Ненокса. Архангельская область. 1727 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007272/)
Георгиевская церковь. Село Вершина. Архангельская область. 1672 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007272/)
Церковь Успения. Село Кондопога. Карелия. 1774 г.(Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007272/)
Георгиевская церковь. Село Вершина. Архангельская область. 1672 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007272/)
Успенская церковь. Село Варзуга. Мурманская область. 1674 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007272/)
Георгиевская церковь. Село Вершина. Архангельская область. 1672 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007272/)

Многогранные же покрытия для придания большей высоты стали сильно вытягивать вверх. Для защиты стен от дождя требовались сильные свесы кровли, опорными частями которых были плавные раструбы верхней части сруба, так называемые "повалы".

Из-за наличия подклетов полы храма находились высоко от уровня земли, что вызвало необходимость устраивать "крыльца" с длинными маршами лестниц. Так сложился второй основной тип наших деревянных храмов - шатровых. По словам историка архитектуры М. В. Красовского (1874–1939 гг.) в старину их называли "деревянные вверх" или "круглые". Когда именно появились храмы этого типа, сказать определённо невозможно, но в конце ХIII века они уже существовали.

Шатровые храмы являлись воплощением народных представлений о красоте, но значительно отклонялись от византийской схемы церкви, что вызывало неодобрение высшего духовенства. Возникшая упорная борьба закончилась в ХVII веке окончательным запрещением строить шатровые церкви. Однако в глубинке Московского государства народ ещё долго продолжал возводить близкие его сердцу "деревянные вверх" и постепенно вырабатывал другие типы.

В результате эволюции в конце ХVII века появились ещё 4 типа деревянных церквей: многоярусные храмы, многоглавые и кубастые.

Многоярусные состоят из ряда постепенно уменьшающихся поставленных друг на друга срубов, четвериков или восьмериков.

Церковь Собора Богородицы. Село Холм. Костромская область. 1552 г. (Источник:  http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007274/)
Церковь Собора Богородицы. Село Холм. Костромская область. 1552 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007274/)
Церковь Иоанна Предтечи. Ширков погост. 1694 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007274/)
Церковь Собора Богородицы. Село Холм. Костромская область. 1552 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007274/)
Церковь Иоанна Богослова. Село Богослово на реке Ишне.Ярославская область. XVII в. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007274/)
Церковь Собора Богородицы. Село Холм. Костромская область. 1552 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007274/)
Преображенская церковь. Село Козлятьево. Владимирская область. 1756 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007274/)
Церковь Собора Богородицы. Село Холм. Костромская область. 1552 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007274/)

Многоглавие, как прием организации верха, использовалось еще в XVII в. и приобрело каноническое воплощение в виде девятиглавия, символизирующие девять чинов ангельских или девять чинов святых угодников.

Никольская церковь. Село Бережная Дубрава. 1678 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007275/)
Никольская церковь. Село Бережная Дубрава. 1678 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007275/)
Сретенская церковь. Село Заостровье.1688 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007275/)
Никольская церковь. Село Бережная Дубрава. 1678 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007275/)
Покровская церковь. Погост Кижи. Карелия. 1764 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007275/)
Никольская церковь. Село Бережная Дубрава. 1678 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007275/)
Покровская церковь. Вытегорский погост. Вологодская область. 1708 г. Новострой XXI в. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007275/)
Никольская церковь. Село Бережная Дубрава. 1678 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007275/)
Преображенская церковь. Погост Кижи. Карелия. 1714 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007275/)
Никольская церковь. Село Бережная Дубрава. 1678 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007275/)

Девятиглавие реализовывалось следующим образом: четыре главы ставились по углам четверика, пятиглавие на крещатой бочке или кубе, завершавшем храм.

Кубастые (кубоватые) церкви строились в Поонежье и на побережье Белого моря. Куб представляет собой трехсоставную фигуру: квадратный четырехгранный пояс, на который снизу и сверху поставлены две четырехгранные пирамиды, при этом верхняя пирамида всегда выше нижней.

Церковь во имя Св. Параскевы. Село Шуя (Кемский уезд). Архангельская область. 1666 г. Самый древний из сохранившихся этого типа. Единственный известный храм с одной главой. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007273/)
Церковь во имя Св. Параскевы. Село Шуя (Кемский уезд). Архангельская область. 1666 г. Самый древний из сохранившихся этого типа. Единственный известный храм с одной главой. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007273/)
Вознесенская церковь. Село Кушерка. Архангельская область. 1669 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007273/)
Церковь во имя Св. Параскевы. Село Шуя (Кемский уезд). Архангельская область. 1666 г. Самый древний из сохранившихся этого типа. Единственный известный храм с одной главой. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007273/)
Никольская церковь в Зачачьевском приходе. Архангельская область. 1687 г.(разновидность кубоватого верха — купольное покрытие, 1748 г.). (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007273/)
Церковь во имя Св. Параскевы. Село Шуя (Кемский уезд). Архангельская область. 1666 г. Самый древний из сохранившихся этого типа. Единственный известный храм с одной главой. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007273/)
Церковь Рождества Богородицы в селе Заячеричье (Тотемского уезда),Вологодской области. 1808 г.(Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007273/)
Церковь во имя Св. Параскевы. Село Шуя (Кемский уезд). Архангельская область. 1666 г. Самый древний из сохранившихся этого типа. Единственный известный храм с одной главой. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007273/)

Но к концу ХVIII их окончательно вытеснили приёмы композиции западноевропейской архитектуры.

Так наше деревянное зодчество за 7 веков выработало 6 основных типов христианских храмов. Открытым остаётся вопрос о форме наших первых христианских храмов, как тех, что строились до принятия христианства, так и тех, что возводились на Руси в первые два века после её крещения.

Так же следует отметить, что наравне с церквами у нас всегда существовал ещё один вид религиозных сооружений — часовни. В них не совершали таинств, для которых необходим престол и отдельное помещение — алтарная часть храма. О них будет отдельная статья.

Читайте на канале Архитектура:
Ведические храмы древних славян
Безглавые храмы на Руси: возможно ли?
Происхождение луковичных глав

Пишите комментарии.
Ставьте палец вверх, чтобы видеть больше подобных материалов.
Делитесь с друзьями в социальных сетях.
Подписывайтесь на канал Архитектура.