Александровская колонна: как вырубили гранит и доставили в Петербург?

18 June 2019

Строителем Александровской колонны в 1829 году назначили архитектора Огюста Монферрана. Он выиграл открытый конкурс, предложив проект памятника, посвящённого победе Александра I над Наполеоном, в виде строгой, стройной и величественной колонны.

Александровская колонна. Рисунок О.Монферрана. Источник: https://russianpulse.ru/continentalist/2016/04/16/1520888-monferran-risunki-akvareli-i-ne-tolko
Александровская колонна. Рисунок О.Монферрана. Источник: https://russianpulse.ru/continentalist/2016/04/16/1520888-monferran-risunki-akvareli-i-ne-tolko

Где нашли гранит для будущей Александовской колонны?

К этому времени Монферран уже более 10 лет работал над строительством Исаакия с лучшими российскими мастерами и зодчими. Он несколько раз посещал гранитный карьер Пютерлакс в Финляндии и уже присмотрел место, где можно вырубить глыбу нужного размера.

Оно находилось рядом (около 60 метров) от карьера, где были добыты колонны для Исаакия. Поэтому порода гранита Александровской колонны та же самая (кварц, полевой шпат, слюда), что и колонн собора.

Рисунок Монферрана, приведённый в книге "О. Монферран" Н.П. Никитина (Рис. 147, Л. 1939) с подписью "Выломка гранитного монолита для цоколя Александровской колонны"
Рисунок Монферрана, приведённый в книге "О. Монферран" Н.П. Никитина (Рис. 147, Л. 1939) с подписью "Выломка гранитного монолита для цоколя Александровской колонны"

Каким способом выламывали заготовку для Александровой колонны?

Выломать громадный монолит колонны и доставить его к берегу - задачи, которые решали по методу Самсона Суханова, опробованного при вырубке заготовок для колонн портиков Исаакия. Работами руководил мастер С.В.Колодкин (из вологодских крестьян) и техник-самоучка В.А. Яковлев (источник не проверен: А. Домбровский. Дворцовая и Сенатская площади..., 2018 г.). Последний нёс полную отвественность за финансовые и иные риски.

Гранитная скала в этом месте лежит ровными горизонтальными слоями, которые отделяются друг от друга земляными подслойками. Это значительно облегчает откалывание гранитных глыб.

Вот как описывает процесс вырубки гранита Серафимов В.И. (1827-1871).

"Дело производилось следующим образом: как скоро находили на скале место по форме и размеру годное для дела, и, сколько возможно было по внешнему обзору, удостоверялись, что в нём нет никаких трещин, жил и других пороков, определяли требуемый для колонны размер, и по прямой горизонтальной линии вырубали дорожку или желобок, загибая его на концах прямым углом по направлению к наружной, вертикально очищенной стороне скалы. В этой дорожке просверливали вертикальные, проходящие до самого подслойка, скважины, одну возле другой (на разстоянии 10 дюймов друг от друга) так, чтобы требуемая масса гранита могла быть совершенно отделена со всех сторон. Затем в просверлинныя дыры вставляли огромные, железные клинья, помещая их один возле другаго сплошь по всей длине дорожки и разставляли около них рабочих с тяжёлыми молотами."
Э. Г. Шлихтинг  (1812-1890) «Огюст Монферран на гранитных ломках в Финляндии” . Холст. Масло.
Э. Г. Шлихтинг (1812-1890) «Огюст Монферран на гранитных ломках в Финляндии” . Холст. Масло.

По команде рабочие разом ударяли тяжёлой кувалдой. После нескольких ударов масса отделялась по линии скважин. С помощью рычагов и воротов глыбу опрокидывали на подложенные брусья. Для удобства перекатки и уменьшения веса скалывали лишние куски и обрабатывали начерно, придавая требуемую форму.

Рисунок Монферрана, приведённый в книге "О. Монферран" Никитина Н.П. (рис. 148, Л.1939) с подписью "Перекатка гранитного монолита Александровской колонны к месту погрузки"
Рисунок Монферрана, приведённый в книге "О. Монферран" Никитина Н.П. (рис. 148, Л.1939) с подписью "Перекатка гранитного монолита Александровской колонны к месту погрузки"
"Добывание гранитов, труд сего рода во всех иных местах не весьма обыкновенный, встречают в России очень часто и весьма хорошо разумеют… Работы, возбуждающие наше удивление произведениям древности, здесь не что иное суть, как ежедневное дело, которому никто не удивляется", - писал О.Монферран

Транспортировка монолита Александровской колонны

В ноябре 1830 года корабельный инженер полковник Глазырин К.А. приступил к строительству специального бота грузоподъёмностью 1100 тонн. Это судно должно было привезти гранитную гдыбу длиной около 26 метров и весом более 600 тонн в Петербург.

Расстояние от карьера от берега составляло 17 метров. Для транспортировки построили специальную пристань и мол, длиной около 50 и шириной 40 метров.

19 июня 1832 года с помощью воротов началась погрузка монолита на судно;
21 июня погрузку успешно завершили;
1 июля заготовка колонны была доставлена в Петербург к устроенной для неё на набережной Невы пристани.

После выгрузки, посредством канатов, блоков и кабестанов (лебёдок), колонну по наклонной плоскости специального помоста накатили на платформу, расположенную по оси места будущей установки.

Рисунок Монферрана. Платформа высотой 10 м,  на которую закатили гранитный монолит Александровской колонны. На заднем плане стоят леса для установки и обработки колонны.
Рисунок Монферрана. Платформа высотой 10 м, на которую закатили гранитный монолит Александровской колонны. На заднем плане стоят леса для установки и обработки колонны.

Ещё до доставки колонны для неё подготовили пьедестал и установили мощные леса для поднятия и установки.

Источники: Н.П. Никитин, "О. Монферран", (Л., 1939 год)
В.И. Серафимов, Описание Исаакиевского собора в С.-Петербурге, составленное по официальным документам (
С-П., 1865).

Читайте по теме:
Как же всё-таки сделали колонны Исаакия?
Загадочная карьера архитектора Исаакиевского собора
Колонны Исаакия: следствие ведут знатоки

Пишите комментарии.
Ставьте палец вверх.
Делитесь с друзьями в социальных сетях.
Подписывайтесь на канал Архитектура.