Архитектура Ватикана пронизана символами и иллюзией. Сама базилика Св.Петра и площадь символизируют замочную скважину в воротах Рая, ключи от которых находятся у понтифика.
В 1971 году в Ватикане построили зал для аудиенций Папы Римского Павла VI (итал. aula Рaolo VI) в стиле функционализм.
Интернет-проект arcVision.org назвал строительство папского зала "наиболее важной работой 20 века за структурную сложность и высокую символическую ценность".
С чего начинался проект папского зала Нерви?
Учитывая постоянно растущий поток паломников на площадь базилики Св. Петра и необходимость сохранить святость места, папа Римский Павел VI в 1962 году решил построить большое современное здание для регулярных встреч с верующими.
Проект разработал итальянский инженер и архитектор Пьер Луиджи Нерви. В своей деятельности он активно использовал армобетонные конструкции. Его прозвали “поэтом железобетона” за то, что его изящные дизайнерские решения абсолютно сочетались с функциональностью.
Работу над залом Нерви начал с тщательного обдумывания свойств человеческого глаза и распространения звука в ограниченном пространстве еще до того, как было выбрано место строительства. Именно стремление создать помещение с отличными визуальными и акустическими свойствами послужило основой проекта.
Архитектура здания для аудиенций папы Павла VI
В конечном итоге здание получило фантастический дизайн, объединив функциональность железобетона, законов физики звука и человеческого глаза. Для конференц-центра папы Нерви предложил большой объем с трапециевидной плоскостью (шириной около 80 метров и длиной 100 метров, с максимальной высотой 18 метров).
Большой параболический свод с двойным изгибом, наклонные колонны с веерными ребрами, система освещения и особенная форма зрительного зала создают уникальную иллюзию и акустику. Обозреватели отмечают наполненность структуры научными, техническими, философскими и богословскими значениями.
"Созданное по простым, но действенным правилам, здание в целом эффективно и оправданно во всех его формах применения". (https://architecturefarm.wordpress.com)
Легендарной дешевизны строений Нерви в данном случае не получилось. Поверхности здания выполнены из белого бетона с эффектом обработки "под молоток". Зернистость ребер свода удалось получить с помощью замедлителя схватывания.
Исследования и испытания для разработки подходящей бетонной смеси с белой мраморной пылью и песком были проведены в Научно-исследовательской лаборатории Italcementi в Бергамо. Она отличается особой яркостью, подчёркивая красоту витражных элипсоидов (автор Джон Хайнал) и создавая необыкновенный люминесцентный эффект на гофрированных конструкциях свода и остальных поверхностях.
Интерьер зала для аудиенций Папы Римского
За папским троном, с которого он обращается к народу, находится скульптура из бронзы и меди итальянского скульптора Перикле Фаззини со глубоко значимым названием “Воскресение”.
По замыслу автора Иисус возносится над разрушенным ядерным взрывом Гефсиманским садом, где в последнюю перед распятием ночь молился Отцу - таков образ страданий человечества 20 века, живущего под нарастающей угрозой ядерной войны.
Размеры скульптуры составляют 20,1 м × 7,0 м × 3,0 м, вес - 80 тонн.
Какие ассоциации рождают структурные особенности зала?
Что это? Реализация задуманного образа или особое состояние сознания, которое увидело их в построенном здании?
Вопрос: можно ли с архитектурной точки зрения говорить о чётком структурном намёке на символ, который просматривается за счёт
- асимметрии пирсов с линейчатой поверхностью на концах аудитории (на входе - 10, на сцене - 2);
- характерной обработки всех поверхностей здания (зернистость);
- двух декоративных элипсоидных витражных окон;
- изгибов свода и пола;
- скульптурного оформления сцены и
- люминисцирующего бетона, разработанного специально для этого здания?
Официальных пояснений по поводу символизма, заложенного в дизайн папского зала, на данный момент нет. Фотографии взяты из интернета.
Читайте по теме:
Площадь Петра в Ватикане: это надо знать
Барокко: архитектурные иллюзии в Ватикане
Собор Святого Петра в Риме: двуликий Янус
Пишите комментарии.
Ставьте палец вверх.
Забирайте на стену в социальных сетях.
Подписывайтесь на канал Архитектура.