Папский зал в Ватикане: неосознанная реальность? | Архитектура | Яндекс Дзен
3733 subscribers

Папский зал в Ватикане: неосознанная реальность?

16k full reads
23k story viewsUnique page visitors
16k read the story to the endThat's 70% of the total page views
3 minutes — average reading time

Архитектура Ватикана пронизана символами и иллюзией. Сама базилика Св.Петра и площадь символизируют замочную скважину в воротах Рая, ключи от которых находятся у понтифика.

План базилики Св.Петра и площади с колоннадой в Ватикане.
План базилики Св.Петра и площади с колоннадой в Ватикане.
План базилики Св.Петра и площади с колоннадой в Ватикане.

В 1971 году в Ватикане построили зал для аудиенций Папы Римского Павла VI (итал. aula Рaolo VI) в стиле функционализм.

Интернет-проект arcVision.org назвал строительство папского зала "наиболее важной работой 20 века за структурную сложность и высокую символическую ценность".

С чего начинался проект папского зала Нерви?

Учитывая постоянно растущий поток паломников на площадь базилики Св. Петра и необходимость сохранить святость места, папа Римский Павел VI в 1962 году решил построить большое современное здание для регулярных встреч с верующими.

В дизайн зала для аудиенций папы Римского в Ватикане Нерви включил новые решения сразу 5 функций: вместимость (от 7000 до 12000 мест), акустику, хороший обзор сцены с любой точки, вентиляцию, освещение.
В дизайн зала для аудиенций папы Римского в Ватикане Нерви включил новые решения сразу 5 функций: вместимость (от 7000 до 12000 мест), акустику, хороший обзор сцены с любой точки, вентиляцию, освещение.
В дизайн зала для аудиенций папы Римского в Ватикане Нерви включил новые решения сразу 5 функций: вместимость (от 7000 до 12000 мест), акустику, хороший обзор сцены с любой точки, вентиляцию, освещение.

Проект разработал итальянский инженер и архитектор Пьер Луиджи Нерви. В своей деятельности он активно использовал армобетонные конструкции. Его прозвали “поэтом железобетона” за то, что его изящные дизайнерские решения абсолютно сочетались с функциональностью.

Чертёж сцены - визуально-акустического центра зала для папской аудиенции. Архитектор П.Л.Нерви. Источник: https://www.arcvision.org/paolo-vi-audience-hall-in-vatican-city/?lang=en
Чертёж сцены - визуально-акустического центра зала для папской аудиенции. Архитектор П.Л.Нерви. Источник: https://www.arcvision.org/paolo-vi-audience-hall-in-vatican-city/?lang=en
Чертёж сцены - визуально-акустического центра зала для папской аудиенции. Архитектор П.Л.Нерви. Источник: https://www.arcvision.org/paolo-vi-audience-hall-in-vatican-city/?lang=en

Работу над залом Нерви начал с тщательного обдумывания свойств человеческого глаза и распространения звука в ограниченном пространстве еще до того, как было выбрано место строительства. Именно стремление создать помещение с отличными визуальными и акустическими свойствами послужило основой проекта.

Архитектура здания для аудиенций папы Павла VI

В конечном итоге здание получило фантастический дизайн, объединив функциональность железобетона, законов физики звука и человеческого глаза. Для конференц-центра папы Нерви предложил большой объем с трапециевидной плоскостью (шириной около 80 метров и длиной 100 метров, с максимальной высотой 18 метров).

Расположение здания относительно базилики Св.Петра в Ватикане. Источник: http://costruirecorrettamente.org/site/approfondimento/schede_opere/index.php?doc_id=147
Расположение здания относительно базилики Св.Петра в Ватикане. Источник: http://costruirecorrettamente.org/site/approfondimento/schede_opere/index.php?doc_id=147
Расположение здания относительно базилики Св.Петра в Ватикане. Источник: http://costruirecorrettamente.org/site/approfondimento/schede_opere/index.php?doc_id=147

Большой параболический свод с двойным изгибом, наклонные колонны с веерными ребрами, система освещения и особенная форма зрительного зала создают уникальную иллюзию и акустику. Обозреватели отмечают наполненность структуры научными, техническими, философскими и богословскими значениями.

Веерная наклонная колонна на сцене папского зала в процессе строительства (1966-1971)
Веерная наклонная колонна на сцене папского зала в процессе строительства (1966-1971)
Веерная наклонная колонна на сцене папского зала в процессе строительства (1966-1971)
"Созданное по простым, но действенным правилам, здание в целом эффективно и оправданно во всех его формах применения". (https://architecturefarm.wordpress.com)
План aula Nervi.
План aula Nervi.
План aula Nervi.

Легендарной дешевизны строений Нерви в данном случае не получилось. Поверхности здания выполнены из белого бетона с эффектом обработки "под молоток". Зернистость ребер свода удалось получить с помощью замедлителя схватывания.

Исследования и испытания для разработки подходящей бетонной смеси с белой мраморной пылью и песком были проведены в Научно-исследовательской лаборатории Italcementi в Бергамо. Она отличается особой яркостью, подчёркивая красоту витражных элипсоидов (автор Джон Хайнал) и создавая необыкновенный люминесцентный эффект на гофрированных конструкциях свода и остальных поверхностях.

Интерьер зала для аудиенций Папы Римского

За папским троном, с которого он обращается к народу, находится скульптура из бронзы и меди итальянского скульптора Перикле Фаззини со глубоко значимым названием Воскресение”.

Скульптурная композиция Воскресение Перикле Фаззини в зале аудиенций Папы Римского.
Скульптурная композиция Воскресение Перикле Фаззини в зале аудиенций Папы Римского.
Скульптурная композиция Воскресение Перикле Фаззини в зале аудиенций Папы Римского.

По замыслу автора Иисус возносится над разрушенным ядерным взрывом Гефсиманским садом, где в последнюю перед распятием ночь молился Отцу - таков образ страданий человечества 20 века, живущего под нарастающей угрозой ядерной войны.

Размеры скульптуры составляют 20,1 м × 7,0 м × 3,0 м, вес - 80 тонн.

Какие ассоциации рождают структурные особенности зала?

Что это? Реализация задуманного образа или особое состояние сознания, которое увидело их в построенном здании?

Папский зал в Ватикане: неосознанная реальность?

Вопрос: можно ли с архитектурной точки зрения говорить о чётком структурном намёке на символ, который просматривается за счёт

- асимметрии пирсов с линейчатой поверхностью на концах аудитории (на входе - 10, на сцене - 2);
- характерной обработки всех поверхностей здания (зернистость);
- двух декоративных элипсоидных витражных окон;
- изгибов свода и пола;
- скульптурного оформления сцены и
- люминисцирующего бетона, разработанного специально для этого здания?

Источник: https://whatshotn.org/2018/10/14/the-papal-audience-hall-building-at-the-vatican-constructed-in-the-shape-of-a-giant-reptile/
Источник: https://whatshotn.org/2018/10/14/the-papal-audience-hall-building-at-the-vatican-constructed-in-the-shape-of-a-giant-reptile/
Источник: https://whatshotn.org/2018/10/14/the-papal-audience-hall-building-at-the-vatican-constructed-in-the-shape-of-a-giant-reptile/

Официальных пояснений по поводу символизма, заложенного в дизайн папского зала, на данный момент нет. Фотографии взяты из интернета.

Цирковое представление в зале папской аудиенции.
Цирковое представление в зале папской аудиенции.
Цирковое представление в зале папской аудиенции.

Читайте по теме:

Площадь Петра в Ватикане: это надо знать
Барокко: архитектурные иллюзии в Ватикане
Собор Святого Петра в Риме: двуликий Янус

Пишите комментарии.
Ставьте палец вверх.
Забирайте на стену в социальных сетях.
Подписывайтесь на канал Архитектура.